РЕЗОЛЮЦИЯ 80-й рабочей группы «Виртуальная и мобильная медицина» 26 июля 2018 г. «Искусственный интеллект и системы поддержки принятия решений в медицине»

Работников будущего надо обучать и лечить по-другому. Искусственный интеллект в сочетании с естественным делает систему укрепления здоровья умнее и умнее.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ 80-й рабочей группы «Виртуальная и мобильная медицина» 26 июля 2018 г. «Искусственный интеллект и системы поддержки принятия решений в медицине»



РЕЗОЛЮЦИЯ

80-й рабочей группы «Виртуальная и мобильная медицина»

26 июля 2018 г.

«Искусственный интеллект и системы поддержки принятия решений в медицине»

 

Работников будущего надо обучать и лечить по-другому. Искусственный интеллект в сочетании с естественным  делает систему  укрепления здоровья умнее.

 

            В Высшей школе экономики 26 июля 2018 года проведена рабочая группа организаторов здравоохранения и IT-специалистов медицинских организаций с участием Национальной ассоциации медицинской информатики (НАМИ), Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), резидентов и/ц «Сколково», Портала Российской академии медицинских наук. Обсуждались вопросы применения искусственного интеллекта, систем поддержки принятия медицинских решений, применения больших пользовательских данных, нейросетей, машинного и глубинного обучения в биомедицине.

            Уровень человеческого капитала определяет конкурентоспособность каждого человека и народа. Любая национальная идея в своей основе имеет повышение уровня человеческого капитала. Чтобы его повысить, нужны системы навигации физических лиц, системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта. Специалистами разрабатываются и внедряются всё более точные способы и IT-инструменты, повышающие эффективность, улучшающие качество жизни конкретного человека и семьи, общества в целом на основе персонального социального рейтингования.

Восходящая фаза «Индустрии 4.0» от производства «железа» и компьютерных программ быстро переходит на модель экономики знаний, основанную на развитии совместных услуг естественного и искусственного интеллекта. Персонифицированные биомедицинские и образовательные услуги – основа будущей экономики знаний.

            Вид Homo Sapiens стремительно эволюционирует под влиянием динамичного изменения среды обитания. С развитием интернета радикально меняется уровень и качество коммуникаций, способы поступления и обмена информации для принятия эффективных решений и форм профессиональной деятельности. На этом фоне

·        в прогрессии увеличивается число инструментов, расширяющих биологические возможности человечества как вида,

·        сокращается набор факторов естественного отбора и изменяется (как правило, снижается) уровень их воздействия,

·        увеличивается разнообразие биотехнологических возможностей внутри вида на фоне роста численности,

·        увеличивается скорость географического обмена генетической информацией.

·        повышается качество группового управления (KPI, персональное рейтингование),

·        изменяются формы группового поведения,

·        увеличивается скорость и растет количество способов обмена ресурсами (информацией) офлайн и онлайн,

·        изменяются формы и масштабы внутривидовой борьбы за ресурсы (конкуренции).

            Расширяя возможности человека, информационные технологии на примере одного поколения превращаются из факультативного «помощника» мозга в его «протез». Это привело к снижению в среднем на 10%IQ у лиц, рождённых после 1995 года. С другой стороны, цифровое поколение получило колоссальное преимущество в скорости извлечения и обмена информацией без погружения до фундаментальных основ.

            Скорость процессов прогрессивно возрастает. Ускоряться вынуждает взрывное увеличение объёма данных для оптимальной организации текущей жизни. Период полураспада новой информации составляет 8 месяцев. Это особенно важно для лиц, ежедневно принимающих важные решения на основе актуальных данных. Изменился дизайн индивидуальных и групповых ценностей.

Ключевые экономические игроки - пользователи мобильных устройств (пациенты и врачи), реализующие потребности дистанционно. Их запрос - предсказательная биомедицина (предиктивная). Организация охраны здоровья на основе принципов «реагирования» на заболевание (реактивной медицины) уходит на второй план.

Поколение digitalnative, зарождающаяся экономика, основанная на сервисах искусственного интеллекта, нуждается

·        в производительных силах нового качества,

·        в производственных отношениях нового дизайна, основанных на персонификации,

·        в новых подходах к организации биомедицинского обслуживания и образования и «культурного» обслуживания на основе принципов 4Р.

Возникает общественная потребность в рейтинговании трудовых ресурсов. Медиков, прежде всего, интересует надёжность услуг, обеспечивающих эффективное функционирование тела и мозга.

Помощник главы Чеченской Республики Филипп Вариченко сделал обзор систем поддержки принятия медицинских решений на основе искусственного интеллекта. Сервисы

·        обучают пациентов,

·        обмениваются медицинскими отчетами на различных платформах,

·        дают возможность диагностировать редкие заболевания,

·        производят электронные медицинские записи,

·        дают советы по здоровью,

·        служат справочным руководством и check-up,

·        участвуют в поисках новейших вариантов лечения,

·        осуществляют навигацию в отношении специализированной помощи с учетом симптомов,

·        предлагают диагностический механизм, а также вероятностную оценку причины заболевания.

Миссия спасения жизни посредством более быстрой и точной диагностики уже реализуется в некоторых корпоративных медицинских информационных системах в России и за рубежом. Под этим углом рассмотрена целесообразность внедрения «Системы поддержки принятия квалифицированных клинических решений на основе искусственного интеллекта» в практику врачей первичного звена в рамках общественной системы охраны здоровья Российской Федерации. Такая система могла бы позволить врачам сократить количество ошибочных диагнозов, улучшить качество лечения и избежать значительной части врачебных ошибок.

Переход глобальной экономики к шестому технологическому этапу (к экономике знаний) характеризуется интеграцией потенциалов естественного и искусственного интеллекта во всех сторонах жизни человека.

•        Особенности переходного периода

·        Персонификация, предикция и биоинформатизация (цифровизация) бизнеса и общественной жизни.

·        Обострение соперничества во всех секторах глобального и национального рынка капиталов, трудовых ресурсов, услуг и товаров в восходящей фазе шестого технологического этапа.

·        Концентрация ресурсов, расширение офлайн- и онлайн-миграции ресурсов.

·        Междисциплинарная и географическая интеграция объектов и субъектов государственной политики и бизнеса.

·        Функции медиков и педагогов объединяются на основе принципов 4Р,и их помощниками становятся человеко-машинные системы (управляемая самопомощь биомедицинского и образовательного характера) на основе искусственного и естественного интеллекта.

 

Рекомендации:

·        продолжить разработку системы поддержки принятия медицинских решений для врачей первичного звена оказания медицинской помощи,

·        провести тестирование в пилотных территориях,

·        составить методику расчёта индивидуального человеческого капитала,

·        составить рекомендации по повышению производительности труда врачей, то есть индивидуального человеческого капитала медиков с применением искусственного интеллекта (цифровых навигаторов),

·        стимулировать НИОКР на межгосударственном уровне,

·        расширить формы научно-практической кооперации на всех уровнях с учётом международных норм и стандартов (финансовой отчетности, систем контроля качества услуг, продуктов, методов маркетинга, логистики, менеджмента),

·        использовать международную правовую базу, нормативы, уже разработанные странами ОЭСР: системы сертификации и регулирования рынков, дистанционных услуг и проч.,

·        разрабатывать профессиональные стандарты специалистов биомедицины и образовательной сферы с учётом потребностей и технологий шестого технологического уклада развития глобальной экономики (Индустрии 4.0), на основе соответствующих образовательных стандартов и принципов 4Р,

·        устранить барьеры для использования инструментария и технологий, уже разрешенных для применения в странах ОЭСР,

·        тиражировать на национальном рынке эффективные мировые технологии: использование искусственного интеллекта на основе обработки больших пользовательских данных (BigData), цифровых нейросетей, машинного и глубинного обучения, передачи информации с использованием технологий блокчейн, рейтингования индивида,

·        персонализировать формирование и расходование общественных фондов потребления на социальные (в т.ч. биомедицинские) потребности индивида с учётом оптимизации использования (на основе технологий блокчейн) любых источников финансирования на основе персональных накопительных счетов,

·        шире применять в обучении персонала английский язык как коммуникативный инструмент технологического развития и интеграции.

 

 

Модератор, проф.                                                             П.П. Кузнецов

 

Ответственный секретарь                                               К.Ю. Чеботаев

Портал РАМН

menu
menu