Телемедицина

Как будет развиваться телемедицина?

Операции через океан, реанимация по видеосвязи и кардиограмма из нижнего белья

Пациенты отделения экстренной помощи в клинике на острове Уналашка (Аляска) с сентября 2016 года получают консультации врачей больницы Анкориджа, расположенной в 1300 км от острова. Население Уналашки, одного из самых загруженных коммерческих рыболовных портов США, составляет 4600 человек, но во время рыболовного сезона увеличивается втрое – до 16 000 человек. До недавнего времени обратиться к врачам в сложных случаях рыбаки не могли, но теперь это возможно благодаря спутниковым технологиям.

Нижнее белье SimpliECG через систему наносенсоров позволяет контролировать работу сердца. Разработчик SimpliECG компания Nanowear в прошлом году получила одобрение FDA в США (Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Cенсоры Vital-Radio, которые в 2015 году представила группа ученых Массачусетского технологического института, встраиваются в стены «умных» домов и позволяют отслеживать дыхание и сердцебиение, причем даже у нескольких человек одновременно. Состояние пациентов с болезнью Паркинсона, возможно, скоро можно будет контролировать через специальное приложение – над этим, по данным MobiHealthNews, работают Apple и FDA.

А участники конкурса Tricoder XPRIZE Competition, который несколько лет назад начал производитель микрочипов Qualcomm, пытаются создать в реальности трикодер из сериала «Звездный путь» (Star Trek) – портативное устройство для диагностики любых заболеваний. Участникам нужно сконструировать реальный аналог этого прибора, который весил бы менее 5 фунтов (около 2,3 кг), отслеживал 5 показателей (например, сердечный ритм и давление) и позволял диагностировать набор из 13 заболеваний. Победитель получит $6 млн. К середине декабря 2016 года из 40 проектов, которые начинали соревнование, осталось два: от разработчиков Dynamical Biomarkers Group и Final Frontier Medical Devices. Первый, например, уже позволяет диагностировать меланому по фотографиям повреждений кожи с точностью 90 %. Победителя объявят уже во втором квартале 2017 года, а коммерциализация продукта должна начаться к 2025 году.

А Samsung в прошлом году уже подал патентную заявку на технологию сканирования сигналов от систем человеческого организма с помощью лазеров. При наведении на определенный участок тела гаджет с лазерным датчиком может определять сердечный ритм, давление, пульс, состояние кожи и другие параметры.

Практически все устройства, софт и сервисы, позволяющие следить за здоровьем и лечиться: от шагомеров, «вшитых» в смартфон, фитнес-браслетов, носимых кардиографов и глюкометров с функцией передачи и анализа данных в реальном времени до систем, позволяющих удаленно проводить сложнейшие операции и контролировать состояние пациентов в реанимационных отделениях, – относятся к понятию «телемедицина». Этому же рынку принадлежат сервисы, позволяющие автоматически анализировать результаты исследований и хранить медицинскую информацию. По прогнозу IHS Technology, в 2018 году телемедицинскими услугами в мире воспользуются 7 млн. человек против 350 000 в 2013 году. Американская ассоциация телемедицины на 2016 год только для США прогнозировала 1,25 млн медицинских консультаций, проведенных онлайн.

Телемедицина [1]

Его коллега Меран Анвари оперирует людей на расстоянии 400 км  с помощью консоли в больнице Святого Иосифа (Гамильтон, Канада) и хирургического робота Zeus (позже на рынке его заменила хирургическая система Da Vinci). Телехирургию изначально подтолкнула вперед не забота о пациентах в удаленных населенных пунктах, а космическая индустрия: NASA еще в 1970 годах предложила ученым заняться роботами для операций на астронавтах, и в 2006 году Анвари, чтобы протестировать, как эта технология может работать в космосе, зашил порез на человеке, который находился на подводной базе Acquarius. К 2025 году Министерство обороны США рассчитывает создать установку Trauma Pod, которая позволит удаленно оперировать солдат в горячих точках.

Пациенты отделений интенсивной терапии 38 небольших больниц в Северной Каролине и Оклахоме находятся под непрерывным наблюдением врачей из Virtual Care Center от Mercy Health System в Сент-Луисе: состояние помогают контролировать камеры высокого разрешения и системы мониторов. За прошлый год такие пациенты проводили в больнице в среднем на 35 % меньше времени, а смертей было зафиксировано на 30 % меньше прогнозируемого: 1000 человек, которые, по статистическим прогнозам, должны были умереть, благополучно вернулись домой, приводил цифры The Wall Street Journal. К концу 2016 года примерно 1500 больниц во всем мире использовали роботов с экранами, на которые выводится лицо лечащего врача: доктор может удаленно управлять роботом и быстро получить доступ к пациенту. Основатель компании InTouch, производителя этих роботов, Юлун Вэнг уверен, что к 2030 году все процедуры, которые вообще технически можно перенести в онлайн, будут производиться именно так.

29 штатов в США в 2015 году уже обязали страховщиков оплачивать услуги телемедицины. Видеоконсультация стоит $40-50 – примерно вдвое дешевле реального похода к врачу, так что согласие страховой покрывать большую часть этой суммы означает доступность услуг для гораздо большего числа пациентов, в том числе и в удаленных от клиник районах. Главными пользователями этих сервисов оказались работающие мамы: у них постоянно возникают вопросы о здоровье детей, но нет возможности каждый раз брать выходной, чтобы попасть на прием в клинику, объяснял журналу Wired Адам Джексон, гендиректор сервиса Doctor on Demand.

Телемедицина [2]

В России подтолкнуть рынок телемедицины может не всегда доступная качественная медицинская помощь, особенно в регионах, считает Руслан Зайдуллин, гендиректор российского телемедицинского стартапа DOC+. Он приводит в пример российскую компанию «Мобильные медицинские технологии» (развивает сервисы «Онлайн доктор» и «Педиатр 24/7»): 85 % консультаций у нее получают жители регионов. «Именно [такие пациенты], как нам кажется, могут ускорить развитие телемедицины в России, желая получить доступ к «врачам из Москвы», – рассуждает гендиректор DOC+.

Кроме пациентов, которые хотят получать медицинскую помощь качественнее и проще, в развитии телемедицины заинтересованы и сами клиники (чтобы снижать издержки), а, значит, в конечном счете государственные бюджеты и страховщики. За 25 лет одни только технологии удаленного мониторинга могут сэкономить для мировой системы здравоохранения до $200 млрд, подсчитывали в 2014 году аналитики CDW Healthcare.

Два очевидных драйвера развития телемедицины – стареющее население и улучшающийся и дешевеющий доступ к интернету. Жители Земли, и в первую очередь развитых стран, становятся старше: по данным ООН, в 2015 году 1 из 8 человек (0,9 млрд человек) был старше 60 лет, а к 2030 году таких будет уже 1,4 млрд. Интернетом в 2015 году, по данным Международного союза электросвязи (ITU), пользовались 3,2 млрд человек (43 % населения Земли), а к 2030 году эта цифра вырастет до 53 % (прогноз Euromonitor International), при этом ООН в качестве одной из целей устойчивого развития декларирует всеобщий доступ к интернету к 2030 году. Еще один фактор роста рынка – распространение «сложных» болезней, грозящих долгосрочными последствиями: кардиологических, неврологических, онкологических – и, соответственно, растущий спрос на системы удаленного мониторинга состояния здоровья. В результате глобальный рынок телемедицины к 2021 году достигнет $9,35 млрд против $2,78 млрд в 2016 году (+27,5 % ежегодно), оценивают аналитики Markets&Markets. Главным драйвером роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя основная доля рынка по-прежнему будет приходиться на Северную Америку.

Телемедицина [3]

Пока возможности телехирургии ограничены ресурсами связи: задержки сигнала или сбой связи могут стать смертельными. Более дешевая альтернатива выделенным оптоволоконным линиям – сети общего пользования, но передача сигнала через них  связана с рисками в отношении безопасности: группа экспертов из Вашингтонского университета в 2015 году продемонстрировала это, взломав хирургического робота, подключенного через незащищенное соединение.

Проблема для всей телемедицины в целом – неготовая к этим технологиям законодательная база, а также нерешенные вопросы сохранности и конфиденциальности медицинской информации. По данным компании Safetica, которая специализируется на защите данных, в год в США «утекает» примерно 112 млн записей медицинских организаций, в неделю может происходить до четырех крупных утечек  по 500 и более записей. При этом 70 % утечек связаны с потерей или кражей устройств или носителей, данные на которых не зашифрованы (для других секторов эта доля – 19 %).

Развитие телемедицины и удаленной диагностики сдерживают, с одной стороны, разная законодательная база, регулирование сектора и системы возмещения за услуги здравоохранения. В России закон о телемедицине может быть принят до конца весенней сессии Госдумы в 2017 году, информировал советник президента России по вопросам интернета Герман Клименко. Поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», легализующие телемедицину, обсуждались в 2016 году, но их внесение в Госдуму отложили.

С другой стороны, критики опасаются, что телемедицинские сервисы могут сводиться к замене качества услуг их удобством: через сайт пациент, во-первых, обращается к «случайному» врачу, во-вторых, врач не может удаленно «послушать» пациента или, скажем, прощупать его лимфоузлы или пульс.

Но если юридические, технологические и инфраструктурные проблемы удастся решить, остается еще человеческий фактор. «Большинству врачей, которые работают в госпиталях и клиниках по всему миру, сейчас 40-50 лет, они провели большую часть своей профессиональной жизни, используя традиционные методы лечения. Обучить это взрослое поколение врачей и убедить их использовать телемедицину – огромная задача, которая, по ощущению многих экспертов индустрии, может быть вообще никогда не решена», – писали в январе 2017 года аналитики индийской компании Mordor Intelligence. В таком случае все развитие рынка может оказаться возможным только после смены поколений врачей.


Источник: http://kaspersky.vedomosti.ru

menu
menu