Резолюция заседания рабочей группы IT-специалистов "Виртуальная медицина и mHealth"
Во всем мире ускоренными темпами развивается полномасштабная система организации оказания дистанционных медицинских услуг через устройства видеоконференцсвязи с применением смартфонов, планшетов, компьютеров, средств mHealth, интернета вещей (IoT) …

Во всем мире ускоренными темпами развивается полномасштабная система организации оказания дистанционных медицинских услуг через устройства видеоконференцсвязи с применением смартфонов, планшетов, компьютеров, средствmHealth, интернета вещей (IoT) … Для развития российского сегмента глобальной системы необходимо задействовать три основных компонента:
- «электронный офис» (eOffice) здоровья или совокупность «личных кабинетов» пациента, застрахованного гражданина в сочетании с личными финансовыми возможностями,
- медицинские контакт-центры,
- программные платформы («шины»).
Для организаторов здравоохранения и медицинских менеджеров (с целью повышения эффективности использования ресурсов) чрезвычайно актуальна реализация модели оказания медицинских услуг, основанной на принципах «4П» (predictive, preventive, presonalized, participatory или в вольном переводе: персоноцентрированная, профилактическая, преемственная, прозрачная медицина) в «привязке» услуги к источнику финансирования (например, ОМС, ДМС платные услуги, благотворительность и проч.).
Электронный офис (eOffice) здоровья - многофункциональная, защищенная, гибкая база данных для интеграции медицинской и экономической персональной информации физического лица. За основу берется базовая морфофункциональная информация, дополняемая пожизненно накапливаемыми биомедицинскими и экономическими (в т.ч. «страховыми») показателями и сведениями.
Интеграция данных, поступающих через инструменты мобильной медицины и интернет вещей, обеспечивает поступление в «eOffice здоровья» информации биомедицинского, правового, финансового, социального нормативно-справочного и проч. характера. Гибкость каналов поступления информации в «eOffice здоровья» обеспечивается возможностью индивидуальных настроек и организацией авторизированного доступа к определенным блокам информации для третьих лиц (прежде всего – для медицинского контакт-центра).
Медицинский контакт-центр представляет собой виртуальный или реальный фронт-офис одной или нескольких организаций, оказывающих дистанционные и очные (по видеоконференцсвязи) медицинские услуги, в том числе возможно с использованием средств mHealth. Это полностью или частично автоматизированная система обработки входящих и исходящих сообщений (посредством всех актуальных средств коммуникаций), а также – централизованного доступа к информационным ресурсам личного кабинета. Звонки в большинстве своём обрабатываются по заранее подготовленным алгоритмам.
Программная платформа («шина») - программное средство (совокупность информационно-коммуникационных технологий), предназначенное для обеспечения поступления информации от различных устройств mHealth в персональный «еOfficeздоровья», для обработки информационных потоков, интеграции с базами данных государственных и частных структур (например, ЕГИСЗ, ЕМИАС, фондов ОМС, страховых компаний и проч.). В настоящее время такие «шины» фактически представляют собой классические программные платформы индивидуальной (домашней) телемедицины.
В условиях взрывного роста потока медицинской информации от устройств mHealth и интернета вещей требуется адекватное развитие интегрирующих программных средств с учетом необходимого уровня:
- интегрируемости,
- мобильности,
- интероперабельности.
Интегрируемость – функция создания единой точки сбора информации об индивидууме, обеспечение процессов обмена, обработки и накопления информации.
Мобильность – функция доступа к информации «в нужном месте и в нужное время», взаимодействие с носимыми устройствами (прежде всего – биомедицинского характера), общая ориентированность на портативные компьютерно-коммуникационные средства.
Интероперабельность – функция «бесшовной» интеграции с любыми источниками информациями и иными платформами.
На основе представленных докладов, результатов дискуссии и прений IT-специалистов клинических научных центров с участием представителей Национальной ассоциации медицинской информатики, Портала РАМН, сформулированыпредложения по развитию услуг мобильной медицины для органов исполнительной и законодательной власти в сфере здравоохранения.
- Адаптироваться к быстрым изменениям.
Мобильная медицина и интернет вещей изменяет каналы сбора и структуру базы медицинских и финансовых данных в глобальной системе общественного здравоохранения, в её российском сегменте. Изменения особенно выражены на уровне персонифицированного учёта услуг и финансов.
- Пользоваться «точкой компетенции».
Национальная ассоциация медицинской информатики – ведущая организация Российской Федерации, координирующая действия участников рынка средств и услуг мобильной медицины.
- Обеспечить унификацию требований к базовому функционалу, подготовить нормативно-справочную информацию для еOffice’а здоровья, «виртуального госпиталя» и медицинского контакт-центра.
Организаторам здравоохранения совместно со страховщиками, финансистами, другими заинтересованными специалистами необходимо подготовить пакет нормативно-справочной информации по использованию всех возможных источников финансирования медицинских услуг в рамках одного страхового случая или одного эпизода оказания медицинской помощи.
Специалистам Национальной ассоциации медицинской информатики целесообразно совместно с провайдерами медицинских, банковских, страховых, информационно-коммуникационных услуг подготовить структуру, технические требования и прочую нормативно-справочную информацию для эффективной деятельности типового «виртуального госпиталя» и медицинского контакт-центра. Нормативные документы должны предусматривать унификацию требований к базовому функционалу, личным кабинетам, программно-аппаратной инфраструктуре, кадрово-ресурсному обеспечению, защите персональных данных.
- Создать условия для формирования библиотеки по применению методов мобильной медицины.
Используя методологию доказательной медицины разработать методические рекомендации по использованию базовых методик мобильной медицины и интернета вещей в практическом здравоохранении.
- Разработать типовые требования к программной платформе («шине») для сбора, анализа, хранения и обмена персональными биомедицинскими данными как к инструменту пациент центрированного здравоохранения.
- Систематизировать подходы и опыт в сфере финансирования услуг мобильной медицины в системе обязательного медицинского страхования, подготовить предложения для внесения в нормативно-правовую базу.
- Разработать и предложить дополнения в текст описания «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» РФ.