Полный вперёд! О новых требованиях к медицинским информационным системам

 В настоящее время Минздравом в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создания единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Цифровой контур»).

Полный вперёд! О новых требованиях к медицинским информационным системам [1]

Андрей Борисович Таевский

Уважаемые коллеги, добрый день! 19 июня 2019 года Минюстом России за номером 54963 утверждён приказ Минздрава России от 24 декабря 2019 года № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». В Минюсте он слегка подсох - на пару страниц и тройку пунктов, но это и естественно, за полгода-то. Под толщей пыли и паутиной с трупиками мух и тараканов в документе обнаружилось немало занятных моментов, которые мне хотелось бы обсудить с вами. Однако в самом начале работы над публикацией нашлась уже аналитика, которую я представляю здесь вашему вниманию с согласия автора. Ваш Андрей Таевский
---
 
 О новых требованиях к медицинским информационным системам 
 
 Автор: Гусев Александр Владимирович, к.т.н., член наблюдательного совета Национальной базы медицинских знаний, советник по развитию бизнеса в WebioMed, член Экспертного Совета в Минздраве России, ответственный редактор журнала «Врач и информационные технологии» в издательстве «Менеджер здравоохранения», заместитель директора по развитию и эксперт в компании «К-МИС» 
 
 Введение
 
 В настоящее время Минздравом в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создания единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Цифровой контур»). Проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что должно обеспечить цифровое преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и создать условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения. Более подробно об этом рассказано в статье «О проекте "Создания единого цифрового контура"».  
 
 Решение поставленных проектом задач будет осуществляться посредством внедрения и развития в регионах России информационных систем трёх основных видов:
 
- государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) субъектов РФ – то, что ранее мы привычно называли региональными медицинскими информационными системами (РМИС); 
- медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО); 
- информационных систем фармацевтических организаций (ИС ФО). 
 
 Частью 4 ст. 91 323-ФЗ, а также подпунктом 5.2.200 «Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утверждённого постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 608, предусмотрено, что Минздравом должны быть разработаны и нормативно утверждены требования к этим информационным системам. 
 
 Во исполнение этого положения издан приказ Минздрава №911н от 24.12.2018 «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».
 
 Работа над документом велась Минздравом с привлечением экспертного сообщества в течение 2018 года. За основу были взятые утвержденные министром здравоохранения 1 февраля 2016 года «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)», а также «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)», утверждённые 28 июня 2016 года. 
 
 Приказом Минздрава предусмотрено, что:
 
 Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (ГИС СЗ) 
 - предназначены для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, необходимой для информационной поддержки управления деятельностью в сфере охраны здоровья, включая информацию о медицинских и фармацевтических организациях и об осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности.
 
 Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО) 
 - предназначены для сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для автоматизации процессов оказания и учета медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников, включая информацию о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи и о медицинской деятельности медицинских организаций.
 
 Информационные системы фармацевтических организаций (ИС ФО)
 - содержат информацию, необходимую для автоматизации процессов осуществления фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических работников, включая информацию о фармацевтических организациях и об осуществлении ими фармацевтической деятельности.
 
 МИС МО может быть представлена как самостоятельным продуктом, так и быть частью (подсистемой) единой региональной ГИС СЗ. В последнем случае, кроме прямых требований к ГИС СЗ, предусмотренных регулятором, она также должна соответствовать и всем установленным требованиям к МИС МО.
 
 Обратим внимание, что согласно определению, ГИС СЗ должна содержать информацию по всем медицинским и фармацевтическим организациям региона, а это значит, что в ней должны быть представлены сведения и о частных организация, а не только государственных или муниципальных.
 
 Операторами МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО являются региональные органы управления, уполномоченные на реализацию программ информатизации здравоохранения или организации, ими определенные. Таким образом, с юридической точки зрения оператором систем может быть не только региональное министерство или департамент здравоохранения – но и, например, министерство или департамент по информационным технологиям, если такое решение примет местная исполнительная власть субъекта РФ.
 
 Главные особенности
 
 В отличие от действовавших ранее «Методических рекомендаций», Приказ 911н имеет ряд существенных моментов, на которые необходимо обязательно обратить внимание и учитывать в текущей работе.
 
 Самое первое – это общий характер документа. Раньше по МИС МО был свой документ, по РМИС – свой, а по ИФ ФО его вообще не было. Теперь Минздрав издал единый нормативно-правовой акт, регулирующий нормативные требования ко всем информационным системам здравоохранения.
 
 Второе – документом урегулированы не только и не столько требования к функциям, но и требования к безопасности, применяемым общесистемным решениям и протоколам, а также к информационному взаимодействию информационных систем между собой, а также с ЕГИСЗ. 
 
 Требования к функциональным возможностям носят теперь обобщённый характер и направлены на информационное сопровождение ключевых бизнес-процессов как внутри МО, так и в сфере управления здравоохранением, а не на детальное прописывание реализации той или иной функции. Иными словами, ранее Минздрав своими «Метод. рекомендациями» точно и детально говорил, какая функция должна быть в той или иной подсистеме, и какова должна быть глубина реализации этой функции. Теперь регулятор формулирует свои требования скорее к процессам, а не к функциям, оставляя тем самым разработчикам больше свободы в практической реализации требуемых возможностей и даже в известной степени открывая пространство для новых идей, развития и конкуренции, но вынуждая при этом обеспечивать глубину проработки информационной системы в том или ином процессе. 
 
 Сами требования к функциям теперь даны в очень сжатой форме. Например, «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей МИС МО» содержали раньше 82 страницы текста, в новом Приказе Минздрава эти же функциональные возможности описаны на 4 листах.
 
 Еще одно важное изменение: и в «Метод. рекомендациях» и в первых версиях Приказа 911н предусматривался поэтапный переход и развитие функциональных возможностей. Для этого все они были разделены на «базовый» и «расширенный» наборы. Базовые возможности следовало реализовать в течение 1 года после вступления приказа в силу (т.е. с 1 января 2020 г.), а расширенные – к 31.12.2020. Все это в финальной версии документа было удалено. Таким образом, как только приказ вступит в силу – все это требования к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО сразу становятся обязательными к соблюдению.
 
 Импортозамещение
 
 Из технологических требований, пожалуй, самым главным и тяжелым для отрасли будет п. 9 б), согласно которому создание и последующее развитие информационных систем в сфере здравоохранения должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы детально рассмотрели этот нормативный акт и дополнения к нему в статье «О требованиях к информационным системам здравоохранения в части поддержки отечественного ПО».  
 
 Для ясности поясним, что данное требование в приказе 911н означает, что МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО, начиная с 1 июля 2019 г., должны:
 
•    Присутствовать в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;  
•    Обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах); 
•    Обеспечивать идентификацию и аутентификацию пользователей, в том числе с помощью ЕСИА; 
•    Работать в русском интерфейсе; 
•    Не требовать дополнительное ПО и шрифты, имеющие ограничения на его свободное распространение на территории РФ (читай – в Крыму); 
•    В случае работы через браузер поддерживать применение не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО; 
•    Поддерживать работу клиентской части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше; 
•    Поддерживать работу серверной части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше; 
•    Иметь реализованные и задокументированные программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами, в том числе с ЕГИСЗ и иными информационными системами в сфере здравоохранения; 
•    Поддерживать достаточно широкий спектр возможностей по импорту/экспорту данных; 
•    Иметь развитую документацию, поставляемую с системой в электронной форме на русском языке.
 
 Ну и наконец обратим внимание, что разработчик соответствующих систем должен будет соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки, включая:
 
•    Информационная поддержка пользователей должна осуществляться на всей территории РФ без ограничений; 
•    Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме; 
•    Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя; 
•    Должна быть обеспечена возможность сторонним разработчикам тестировать свои продукты в режиме интеграции с поставленной МИС МО, ГИС СЗ или ИС ФО.
 
 Думаю, в настоящее время у нас на рынке пока отсутствуют программные продукты, которые абсолютно соответствовали бы всем заявленным требованиям импортозамещения и при этом имели бы выверенный и глубокий функционал, соответствующий всем положениям приказа. Боюсь, у операторов соответствующих систем некоторое время будет очень сложный выбор между продуктами, которые имеют всю необходимую функциональность и интеграции, но скорее всего лишь частичное соответствие импортозамещению и продуктами, полностью соответствующие предъявленным техническим требованиям – но не имеющие достаточной функциональности.
 
 Ключевые технологические требования
 
 Первый момент, на который обратим внимание – это требование п.9 к), согласно которому программно-технические средства информационных систем должны обеспечивать «… возможность информационного взаимодействия информационных систем между собой». Не секрет, что у нас в отрасли сейчас имеется серьезная проблема, связанная с тем, что в ряде регионов применяются различные МИС, информационный обмен между которыми не осуществляется. Более того, по-прежнему есть отдельные медицинские организации, чьи информационные системы не взаимодействуют ни с ЕГИСЗ, ни с региональными сервисами – такими как ИЭМК, «Электронная регистратура» и т.д. Причина этого явления достаточно часто была в технической незрелости отдельных решений или в нежелании разработчиков выполнять интеграции: предоставлять API и документацию. Именно как ответ на эту проблему ряд ОУЗ стали применять различные «интеграционные шины» и отдельные продукты для обмена данными. 
 
 Теперь Минздрав ввел правовые основания требовать наличие возможности интеграции от разработчиков информационных систем. Думаю, наличие этого требования постепенно сделает применение различных «интеграционных шин» неоправданным с нормативной точки зрения. Логика de jure выстраивается такая: если в регионе используется некая общая региональная система, не позволяющая подключить МИС МО или ИС ФО к себе – то эту проблему можно будет с нормативной точки зрения устранять путем доработки ГИС СЗ, а не путем применения отдельной интеграционной шины.
 
 Из других важных технологических требований к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО выделим следующее:
 
 1.    Должна быть обеспечена защита информации, содержащейся в соответствующей информационной системе, посредством применения организационных и технических мер защиты.
 2.    Программно-технические средства информационных систем должны:
      a.    Располагаться на территории РФ; 
      b.    Иметь действующие сертификаты, выданные ФСБ и ФСТЭК в отношении применяемых средств защиты информации; 
      c.    Хранить информацию в форме электронных документов, обеспечивая ее резервное копирование и восстановление; 
      d.    Обеспечить контроль доступа к документам, протоколируя и сохраняя сведения о предоставлении доступа и операциях с документами и метаданными, а также осуществляя автоматическое ведение журналов учета точного времени и фактов размещения, удаления и изменения информации; 
      e.    Обеспечивать бесперебойное ведение базы данных и защиту от несанкционированного доступа. Суммарная длительность перебоев в работе системы не должна превышать 4 часов в месяц.
 3.    Должна обеспечиваться поддержка юридически значимого электронного документооборота, а это значит – что должна поддерживаться сертифицированная усиленная квалифицированная электронная подпись.
 4.    Должны поддерживаться приём и передача сведений между информационной системой и ЕГИСЗ в объеме и сроках, предусмотренных постановлением правительства №555 от 05.05.2018 (подробнее см. в работе «Обсуждаем постановление Правительства №555 о ЕГИСЗ»).
 
 Функциональные возможности
 
 Функциональные возможности региональных государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) должны обеспечивать:

•    Поддержку принятия управленческих решений; 
•    Управление потоками пациентов (привычно мы называем это «электронными регистратурами»); 
•    Управление скорой медицинской помощью; 
•    Ведение интегрированной электронной медицинской карты; 
•    Учет сведений о показателях работы здравоохранения региона, в том числе демографических показателей (рождаемость и смертность); 
•    Ведение специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям; 
•    Сбор и обработку сведений об обеспеченности лекарственными препаратами, продуктами питания, медицинскими изделиями; 
•    Проведение телемедицинских консультаций; 
•    Организацию профилактики, включая диспансеризацию и профилактические осмотры; 
•    Организацию имуннопрофилактики; 
•    Ведение централизованной системы управления лабораторной диагностикой; 
•    Ведение центрального архива медицинских изображений; 
•    Автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям, самые важные из которых – онкология, сердечно-сосудистые заболевания, ведение беременных и пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи; 
•    Обращение медицинской документации (электронных листков нетрудоспособности, электронных рецептов и т.д.); 
•    Ведение единой региональной нормативно-справочной информации; 
•    ГИС СЗ может включать иные информационные системы по решению Оператора.

 Функциональные возможности медицинской информационной системы медицинской организации должны обеспечивать:
 
•    Ведение электронной медицинской карты (ЭМК) пациента; 
•    Мониторинг и управление потоками пациентов; 
•    Поддержку принятия управленческих решений в МО; 
•    Информационное взаимодействие с ГИС СЗ и ЕГИСЗ; 
•    Оказание медицинской помощи с применением телемедицины; 
•    Проведение профилактических осмотров и диспансеризации; 
•    Проведение иммунопрофилактики; 
•    МИС МО может поддерживать иные функциональные возможности по решению Оператора.
 
 Остановимся чуть подробнее на ключевых компонентах МИС МО
 
 Системы должны поддерживать ведение юридически-значимой электронной медицинской карты (ЭМК) в следующем объеме:
•    Протоколы врачебных осмотров, экспертиз, освидетельствований, сведений об оказанной медицинской помощи и т.д.; 
•    Назначение диагностических исследований и результаты (протоколы) их проведения; 
•    Назначение и получение результатов лабораторной диагностики, включая интеграцию с региональной ЛИС или ЛИС, входящей в состав МИС МО; 
•    Интеграцию с архивом медицинских изображений; 
•    Выписка листков нетрудоспособности, включая электронные листки нетрудоспособности и интеграцию с ФГИСЗ ЕИИС «Соцстрах»; 
•    Ведение индивидуальных программ абилитации и реабилитации; 
•    Ведение и выдачи медицинских справок, заключений, выписок и т.д.
 
 Подсистема мониторинга и управления потоками пациентов должна поддерживать: 
•    ведение расписаний приема врачей, 
•    ведение листов ожиданий,
•    коечный фонд (для стационаров), 
•    учет прикрепленного населения, 
•    мониторинг сроков оказания медицинской помощи, предусмотренных программами госгарантий, 
•    интеграцию с региональной системой управления потоками пациентов (электронной регистратурой), а через нее – с сервисами личного кабинет пациента «Мое здоровье».
 
 Подсистема поддержки принятия управленческих решений должна поддерживать:
•    автоматизированное формирование статистики, 
•    интеграцию с ТФОМС, 
•    полностью автоматические взаиморасчеты по ОМС на основе данных из ЭМК, включая ФЛК и МЭК,
•    информационную поддержку работы руководителя МО,
•    автоматизацию учета лекарственных средств, 
•    автоматизацию службы питания и т.д.
 
 Обратим внимание, что формирование реестров счетов на основании «заколачивалок» талонов амбулаторных пациентов и карт выбывшего из стационара не рассматривается регулятором, реестры должны формироваться именно на основании сведений, автоматически забираемых из ЭМК.
 
 Требования к интеграциям
 
 Обобщенный анализ технических и функциональных требований показывает, что применяемые в регионе информационные системы в сфере здравоохранения должны обеспечивать соблюдение ряда не всегда явно указанных, но тем не менее подразумеваемых требований по интеграционным возможностям, включая готовую интеграцию с:
 
•    региональной системой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в части обмена сведениями о направлении на МСЭ;
•    региональной информационной системой территориальных фондов ОМС в части автоматической актуализации сведений о застрахованном;
•    федеральным сервисом нормативно-справочной информации в части автоматического двустороннего обновления онлайн сведений между региональной НСИ и федеральной НСИ, а также между МИС МО и региональной НСИ;
•    федеральным регистром медицинских работников в части актуализации сведений обо всех медицинских работниках медицинской организации;
•    федеральным реестром медицинских организаций в части актуализации сведений о медицинской организации и всех структурных подразделений;
•    федеральной электронной регистратурой, к которой должны быть подключены все амбулаторно-поликлинические подразделения МО, осуществляющие первичный прием граждан;
•    федеральной интегрированной электронной медицинской картой, к которой должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. Из МИС МО в ИЭМК должны передаваться структурированные сведения об оказанной гражданам медицинской помощи в формате, предусмотренном Минздравом;
•    федеральным реестром электронных медицинских документов, к которому должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. В РЭМД должны передаваться сведения о медицинских документах в форме электронного документа, формирование и хранение которых осуществляется в медицинской организации;
•    федеральной системой ЕГИСЗ «Соцстрах» в части ведения электронных листков нетрудоспособности.
 
 О проверке на соблюдение требований
 
 В заключении хотелось бы напомнить, что федеральным проектом создания «Единого цифрового контура» предусмотрено, что регионы должны не просто внедрить МИС МО и ГИС СЗ – внедрённые системы должны официально соответствовать утвержденным требованиям Минздрава России, в том числе перечисленным требованиям к функциональным возможностям. 
 
 Очевидно, что для соблюдения этого положения должна быть окончательно выбрана и предложена определённая методика независимой оценки информационных систем на предмет соответствия вышедшему приказу. Диалог о такой процедуре и даже пилотные ее «обкатки» велись в последние несколько лет. Возможно, в ближайшее время мы выйдем на какую-то финально утверждённую процедуру независимой сертификации, т.к. разработчикам, утверждающим, что их продукт всем требованиям соответствует, на слово никто верить не станет. Особенно контролирующие органы и, пожалуй, общественные организации, у которых в силу колоссальной суммы, выделенной на информатизацию, интерес к реализации проекта думаю будет неподдельный и глубокий. 
 
 Оригинал статьи. Документ прикреплён ниже: 



Источник: https://vrachirf.ru/

menu
menu