Полезная симуляция. Как роботы помогают медикам оттачивать навыки?

В Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы для обучения среднего медперсонала и врачей есть самые разнообразные манекены-имитаторы, электронные фантомы, тренажёры, интерактивное оборудование и много чего ещё, что создаёт абсолютно реалистичные условия.

Симуляция - далеко не всегда плохо. Есть такие сферы, где это не «притворство», как традиционно определяют слово словари, а метод подготовки специалистов.

Когда-то отработка навыков уколов у будущих медсестёр начиналась с введения игл в... грелку. Современные технологии позволили сделать занятия медиков более эффективными. 


Совсем как человек, только души нет


В Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы для обучения среднего медперсонала и врачей есть самые разнообразные манекены-имитаторы, электронные фантомы, тренажёры, интерактивное оборудование и много чего ещё, что создаёт абсолютно реалистичные условия. 200 единиц инновационной техники, позволяющей использовать симуляционные образовательные технологии, работает для того, чтобы квалификация московских врачей соответствовала высочайшему мировому уровню.

Роботы имитируют самые разные клинические ситуации, помогая медикам оттачивать свои навыки. Есть даже такой, который «дышит» кислородом, «выделяя» углекислый газ, и воспринимает лекарства. Как говорят сотрудники центра, от человека он отличается только тем, что у него нет души. Другой манекен - роженица по имени Ноэлль. Она кричит, ругается, просит не трогать - в точности так, как ведут себя женщины во время родов. Правда, говорит она на пяти языках, но только не по-русски. Поэтому роды здесь - обычные и осложнённые - регулярно «принимают» у «иностранки».

«Практика - лучший учитель», - убеждены в центре. Хирурги осваивают новые операции в виртуальных операционных, клиниках лапароскопической и роботической хирургии. Есть клиники анестезиологии, женского здоровья, реанимации и интенсивной терапии... На двух этажах на площади 1654 кв. м, по сути, воссоздана многопрофильная больница. Это позволяет работать не только с группами специалистов одного профиля, но и с разнородными по специальностям медицинскими бригадами, проводить команд­ные тренинги, отрабатывать нетехнические навыки.

Для того чтобы медики могли освоить новое направление - медицину катастроф, в симуляционном центре Боткинской больницы создан многофункциональный комплекс с одноимённым названием, где всё как в условиях чрезвычайной ситуации: искорёженный вагон метро, раненые. Искусственное дыхание, перевязки, шины.


Практикуйся до бесконечности


С помощью имеющегося в центре оборудования можно проводить научные исследования и клинические испытания, но всё же главное его назначение - образование. Ведь врач - это специальность, которой нельзя научить раз и навсегда. Современная медицина развивается так стремительно, что требует постоянного повышения уровня знаний и навыков. 

С конца 2015 г. обучение здесь прошли более 12 тыс. медиков. Занятия ведут лучшие специалисты московского здравоохранения, в том числе главные внештатные специалисты Депздрава, учёные из ведущих исследовательских центров. 

Полезная симуляция. Как роботы помогают медикам оттачивать навыки? [1]

«Здесь можно обучить абсолютно всем направлениям, которые сейчас присутствуют в стационарах», - говорит руководитель центра Юрий Логвинов. Симуляционное оборудование и высокореалистичные тренажёры, по его словам, дают возможность практиковаться бесконечное количество раз, чтобы исключить риски для реальных пациентов.

Сотрудники медучреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, учатся бесплатно. Но поскольку здесь имеются такие симуляторы, каких нет ни в других регионах России, ни в странах СНГ, приезжают специалисты из разных городов. Омск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский - на карте флажками обозначены точки, откуда центр принимает по­сланцев. 

Управление образовательным процессом ведётся с помощью специального программ­но-аппаратного комплекса «Обучающее пространство». Его здесь называют мозгом центра, формирующим единый организм из виртуальных симуляторов, роботов, видеокамер. Да, камер тоже хватает - компьютеризированная система видеомониторинга записывает ход занятий, чтобы затем их участники вместе с преподавателями могли проанализировать свои действия.


Сетевые трансляции опыта


Вообще-то московским медикам для систематического повышения своей квалификации предлагаются разные варианты. Никто не отменял старую добрую систему, когда врачи проходят специальные курсы на базе медицинских вузов - в прошлом году их закончили более 9 тыс. специалистов.

Но в то же время используются и современные возможности дистанционного обучения. О лучших практиках лучших клиник рассказывают на вебинарах сами доктора, их применяющие. 

К примеру, в прошлом году прошёл цикл дистанционных занятий для урологов. Его провели врачи отделения урологии малоинвазивных методов диагностики и лечения городской клинической больницы им. Плетнёва, в том числе ведущий европейский эксперт по эндоурологии профессор Алексей Мартов. Они обучали коллег методике, по которой на тот момент в больнице вылечили 2 тыс. больных. Хороша она тем, что позволяет полностью избавить человека от камней в почках и мочеточниках всего за одну госпитализацию, сводя к минимуму риск рецидива камнеобразования. 

А с февраля этого года идёт цикл вебинаров для специалистов по лучевой диагностике, который продлится до декабря. Помимо циклов проводятся и отдельные занятия, благодаря которым медики могут ознакомиться с передовыми практиками, не отлучаясь из дома или из своего медучреждения.

Университетские клиники - ещё одна новая форма и одновременно возможность для повышения уровня квалификации столичных медиков. Они объединили медицинские вузы города и больницы, став площадками, где учёные-преподаватели и врачи-практики обмениваются опытом. 

Таких клиник уже 94, созданы они в 46 организациях - на кафедрах Первого МГМУ им. Сеченова, Московского медико-стоматологического университета им. Евдокимова, НИИ им. Пирогова, Центральной государственной медицинской академии Управления делами Администрации Президента, Российского университета дружбы народов. 

Полезная симуляция. Как роботы помогают медикам оттачивать навыки? [2]
С симулятором для лор-специалистов врач «проникает» вглубь органа. Фото: mos.ru

«Терапевты плюс»


Особая история с обучением врачей общей практики, так называемых семейных докторов. Они начали работать в поликлиниках Москвы недавно, преимущественно в качестве дежурных врачей. К 1 сентября их станет 1,5 тыс., а в 2018 г. - уже 3 тыс. Это специалисты широкого профиля - «терапевты плюс». Они обладают компетенциями в области лор-заболеваний, кардиологии, хирургии, офтальмологии, урологии, гинекологии. Могут проводить диагностику и назначать лечение самостоятельно, не направляя пациентов к узкопрофильным специалистам.

Как за короткий промежуток времени удалось набрать такое количество семейных докторов, которых вузы прежде не готовили? Благодаря спецпрограммам для терапевтов. По ним за последние 2 года в федеральных медвузах прошли обучение 2,5 тыс. врачей.

В городском Департаменте здравоохранения считают, что расширение штата семейных докторов в поликлиниках позволит качественно поднять уровень оказания медпомощи на её самом важном - первичном - этапе.

Автор: Мария Беляева


Ссылка на оригинал: http://www.aif.ru

menu
menu