Ни букве, ни смыслу...

Активисты рабочей группы Общероссийского народного фронта "Социальная справедливость" проанализировали исполнение правительством поручения Президента России, лидера ОНФ Владимира Путина о преобразовании федеральных медицинских учреждений с целью повышения эффективности использования их ресурсов на региональном уровне.

Активисты рабочей группы Общероссийского народного фронта "Социальная справедливость" проанализировали исполнение правительством поручения Президента России, лидера ОНФ Владимира Путина о преобразовании федеральных медицинских учреждений с целью повышения эффективности использования их ресурсов на региональном уровне.

Вывод таков: действия кабинета министров, осуществляемые в данный момент в этой сфере, не соответствуют ни букве, ни смыслу поручения главы государства. Представители ОНФ посоветовали администрации Президента не снимать поручение с контроля, а правительству - добавить продуманности и системности в эту работу.

В докладе кабмина об исполнении поручений приведен список из пяти федеральных медицинских учреждений (Саратовский НИИ кардиологии, Уральский НИИ травматологии и ортопедии, Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров, Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова, санаторий "Голубая волна"), которые проходят, согласно поручению Президента РФ, процесс "преобразования" и передаются субъектам Федерации. Эксперты рабочей группы проанализировали информацию из открытых источников об этих медицинских организациях и, как сообщили в Общероссийском народном фронте: процесс реорганизации проходит в крайне закрытом режиме.

Информацию в открытых источниках о происходящих в системе здравоохранения процессах удалось найти только по трем регионам. И лишь в одном случае не возникло вопросов в обоснованности и продуманности передачи федерального учреждения в ведение региона. Это - ФГБУ "Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии", на базе которого будет организован Областной кардиологический диспансер с замкнутой системой оказания медицинской помощи. Она включит амбулаторный прием, экстренную высокотехнологичную помощь больным с острым коронарным синдромом, а также медицинскую реабилитацию.

На этом фоне большие сомнения вызывает реорганизация ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова". В рамках процесса "преобразования" предполагается выделить из него Санкт-Петербургский многопрофильный центр и присоединить его к Санкт-Петербургскому государственному университету. Предполагается, что вновь образованное учреждение станет клинической базой для подготовки студентов медицинского факультета и факультета стоматологии и медицинских технологий СПбГУ. Но непонятно, как будет организована клиническая подготовка студентов факультета стоматологии, если центр специализируется на сердечно-сосудистой хирургии (включая операции на открытом сердце), эндокринной хирургии, травматологии и ортопедии, урологии, гинекологии, онкологии, нейрохирургии. Эксперты Общероссийского народного фронта опасаются, что "преобразование" ФГБУ "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" закончится простым сокращением его сотрудников и передачей имущества университету.

Подобное происходит потому, считают члены рабочей группы Общероссийского народного фронта, что реорганизация медицинских учреждений ведется без должной проработки вопроса в каждом конкретном случае. Это делается эпизодически, без комплексного анализа целесообразности передачи того или иного медицинского учреждения с федерального уровня на региональный. Что говорит об отсутствии системной работы в данном направлении, в том числе единого плана действий, проработанного с учетом мнения отраслевых экспертов и согласованного на всех уровнях.

 Процесс ради процесса

В своем докладе правительство сообщает, что готовит новый план преобразования федеральных медицинских учреждений с передачей в ведение регионов, но не раскрывает ни учреждений, ни подходов, которые закладывает в этот процесс. В целом, как отмечает сам Кабинет министров, в результате оптимизации сети медицинских организаций и их коечного фонда число подведомственных Минздраву России медицинских учреждений сократилось со 187 до 178. Их коечный фонд уменьшился на 1440 мест, включая места в санаториях, а коечный фонд регионов сократился за год на 47,8 тыс. коек.

 "Процесс ради процесса не нужен ни Президенту, ни гражданам России. И поручение Президента не должно восприниматься как сигнал к механическому сокращению коечного фонда. Поручение предполагало изменения в целях повышения качества обслуживания населения и эффективности использования имеющихся в системе ресурсов. Считаем, что правительство должно более продуманно подходить к исполнению этого поручения. Например, определиться, по каким критериям должен проводиться отбор медицинских организаций, планируемых к передаче с федерального уровня на региональный. И главное - с целью, которой достигнет наше здравоохранение, проведя данные изменения. В числе главных задач должна быть, на наш взгляд, прежде всего способность региона обеспечить эффективное функционирование принятого в собственность медицинского учреждения с сохранением клинической и научной школы. Также необходимо повысить уровень публичности принимаемых в этой сфере решений. Это придаст работе системный характер, будет препятствовать возможным негативным последствиям при изменении формы хозяйствования. Информация обо всех передаваемых объектах должна находиться в открытом доступе", - убежден член рабочей группы "Социальная справедливость", советник Российской академии наук, доверенное лицо Владимира Путина Сергей Иванович Колесников.

Академик пояснил, что такой план прежде всего должен содержать подробное обоснование передачи объекта с федерального уровня на региональный. "В том числе нужно иметь представление, потянет ли региональный бюджет содержание еще одного медицинского учреждения, не снизится ли при этом качество медицинского обслуживания, что будет с коечным фондом и в целом моделью обеспечения качественной клинической помощью (госпитальной и амбулаторной). Также требуется понимать, как в ходе реорганизации будут решаться кадровые вопросы, соблюдаться права работников медицинских учреждений. В противном случае мы не сможем говорить о качественном исполнении поручения Президента. Печально, что под словом "оптимизация" понимается не улучшение качества обслуживания населения и уровня медицинской помощи, а прежде всего финансовый термин, подразумевающий только сокращение затрат на здравоохранение на федеральном уровне. Дискредитируется само слово и смысл поручения Президента", - отметил С.И. Колесников.

Как известно, Владимир Путин в ряде поручений, данных по итогам форума Народного фронта "Строительство социальной справедливости" (март 2013 г.) и "Форума действий" (декабрь 2013 г.), поставил перед Правительством России задачи совершенствования деятельности федеральных медицинских организаций, а также эффективного использования их коечного фонда для обеспечения доступности качественной медицинской помощи для населения.

Подготовил Константин Щеглов,
обозреватель "МГ".

Источник: Медицинская газета (mgzt.ru), Москва, 29 марта 2015 18:30

menu
menu