Не догнать, но остаться на плаву

Первым о влиянии информационных технологий на общество именно в аспекте целей здравоохранения заговорил академик Сергей Петрович Капица. 

Не догнать, но остаться на плаву [1]

Сколько медицины осталось в медицине? Ровно столько же, сколько осталось других областей без внедрения медицинских вопросов. Это все равно, что смотреть на банку с краской, которую вылили в какую-то большую емкость вместе с другими красками. Можно сосредоточить все свое внимание на опустевшей банке и гневно обсуждать, что медицины совсем не осталось, что ее заменили непонятные темы, совсем не медицинские. А можно переключить внимание на ту общую емкость, где теперь все краски перемешаны. И тогда вы поймете, что медицина теперь во всем, куда ни взгляни - информационные технологии тащат медицину в каждый угол, в каждую отрасль, в каждый сервис и в каждый дом, естественно (Smart Home). Вот, например, новая практика - Life Coaching (личный постоянный наставник по жизни). Этот вид дистанционного сопровождения человека с применением всех возможных информационных технологий (Интернет, смартфоны, электронная почта, носимые гаджеты) на Западе предоставляют крупные медцентры за абонентскую плату. Попал к ним человек один раз и больше его уже из информационного поля никто не отпускает с выпиской на бумажке. Все рекомендации врача и все советы, которые нужны будут в дальнейшем, этот человек получает в круглосуточном режиме постоянно. 

Первым о влиянии информационных технологий на общество именно в аспекте целей здравоохранения заговорил академик Сергей Петрович Капица. Ученый показал в своих трудах, что передача информации горизонтально (от человека к человеку в одном поколении) и вертикально (из поколения в поколение) напрямую влияет на здоровье, репродуктивный потенциал и продолжительность жизни населения. Чем больше информационные потоки, чем они быстрее, чем они глубже проникают в жизнь человека, тем больше знаний человек получает о том, как выжить, как выздороветь, как повысить качество жизни. Следуя логике Капицы, сегодня в век информационного мира можно ознозначно сказать - информационные технологии перетягивают на себя функции здавоохранения. Там, где нет информационных технологий, там и не будет здравоохранения. Вот, например, что представляет собой одно из воспеваемых с древности искусств врача - сбор анамнеза? Тонкое чутье, правильно задаваемые вопросы больному, врачебный талант... Помните азы профессии? "Анамнез – это самая трудная часть исследования" или "Правильно собранный анамнез – это половина диагноза"... А сегодня речь идет о том, что искусственный интеллект должен собирать анамнез посредством ботов. Над ботами сейчас интенсивно в США работают. Почему боты? Потому, что врачей и даже медсестер не хватит на такой объем работы, который уже как айсберг поднимается из вод Интернета вещей - медобеспечение всегда, везде, по любому поводу, для каждого. Нужны боты на передовом крае. Вот вам и показательный тренд времени - боты отнимают у врача его роль в "половине" диагноза. 

В приниципе западный мир (этот Элизиум, который хорошо показан в одноименном американском фильме) ожидает полноценное внедрение медицинских сервисов на основе искусственного интеллекта (под этим термином нужно понимать возможность компьютерной программы обрабатывать огромные объемы данных, находить ответы на сложные вопросы и предоставлять индивидуальное и точное решение для конкретного больного) в течение последующих 5 лет (http://oascentral.healthcareitnews.com, Half of hospitals to adopt Artificial Intelligence within 5 years, By Tom Sullivan, April 11, 2017).

Качество здравоохранения через 5 лет в Элизиуме улетит на заоблачный уровень. Профилактика заболеваний, скорость оказания медпомощи, охват населения медпомощью, продолжительность жизни и качество жизни - это все в нашем понимании будет фантастическим. Интернет вещей наполнен медициной, как солью наполенена морская вода. А люди - как рыбы в этой воде, Интернет вещей кругом окружает их приложениями и решениями для поддержания здоровья и своевременного лечения. Уже при жизни нашего поколения появятся сообщения, что американцы в условиях Интернета вещей массово станут доживать до 120-130 лет.

Вернемся с небес на землю. Нет иного пути, кроме следования на прогрессом. Это путь во все времена один - Восток тянется за Западом. Здесь в России и не протолкнуть ни одной идеи, если не скажете, что так уже делают на Западе. А если отрицать западный путь, то быстро все скатывается на уровень тех, кто с радостью сегодня использует Фейсбук, чтобы показать друзьям, как засовывать себе в рот живого осьминога, политого корейским соусом и какие ощущения возникают от его пережевывания.

Итак, более трети американцев уже привыкли к получению медобслуживания в Облаке - запись к врачу, получение результатов анализов, рекомендаций и рецепов от врача, мониторинг параметров с носимых регистраторов (Poll H. Insights into patient preferences on telemedicine, wearables and post-discharge care. Connected Patient Report. Salesforce Research. 2016). В Облаке - все, кроме непосредственной необходимости быть в клинике, чтобы сдать анализы, получить процедуры или прооперироваться. Хоть ты на Аляске живешь, ты все равно в Облаке. А в России нужно искать пути исходя из реальности. В данном случае есть хорошее завоевание прогрессом даже деревень без доступной медпомощи - мобильные телефоны проникли в сердца россиян и в самые удаленные деревни, в карманы каждого деревенского жителя. А там глядишь и смартфоны почти догнали. Мобильные операторы имеют свои мощные Облачные технологии, свои Облака. Почему бы здравоохранению не прийти к каждому крупному оператору мобильной связи прямо в офис? Ведь это та самая емкость, куда утекли все краски. Не у себя в пустой банке искать резервы, а в реальном пространстве информационного мира устанавливать необходимые структуры здравоохранения, включая рабочие места для врачей. Это называется "Умное пространство мобильного здравоохранения" или проще - телемедицина в самом ее элементарном наборе технологий. Очевидно, что время настало для какого-то общего совещания всех российских мобильных провайдеров на площадке Минздрава и для серьезного разговора о том, как обеспечить каждому мобильному телефону, будь он в городе или в удаленной деревне, легкое в обращении государственное приложение с консультирующим врачом, что называется, "на том конце трубки".

Olga Yurievna Kolesnichenko


Источник: https://vrachirf.ru






menu
menu