Итоги Круглого стола по законодательному и нормативно-правовому обеспечению телемедицинских систем в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 7 сентября 2016 года

Итоги Круглого стола по законодательному и нормативно-правовому обеспечению телемедицинских систем в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 7 сентября 2016 года [1]

Доступность и качество медицинских услуг - прямое отражение статусности пациента. Эти факторы часто зависят от пола, возраста, расы, происхождения, социального положения, уровня дохода и географического расположения потребителя услуги. В результате - очевидное социальное и географическое неравенство пользователей услуг индустрии здоровья. Повсеместная доступность смартфонов и телемедицинских услуг повышают доступность медицинской помощи в глобальном масштабе.

Круглый стол по законодательному и нормативно-правовому обеспечению телемедицинских систем в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 7 сентября 2016 года показывает необходимость разработки стандартов, тарифов и порядков оказания телемедицинских услуг, внесение корректирующих правок в существующие федеральные законы и разработки нормотворческих актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, врачей, провайдеров телемедицинских услуг, сертификацию медицинских изделий и программных средств. Особо стоит выделить лицензирование медицинской деятельности с привлечением профессиональных медицинских сообществ, которое в данном контексте не может быть привязана к месту оказания услуги во всех случаях использования телемедицинских технологий. Формализация типизированных услуг, таких как консультация, мониторинг и дистанционная интерпретация медицинских анализов и изображений, отправная точка активного использования телемедицинских технологий. Ряд компаний на российском рынке и в мире уже предлагают подобные услуги. Вместе с этим, выход на рынок медицинских изделий (инструментов мобильной медицины - «домашней» медицины) может занять при сертификации около двух лет и достигать стоимости 1 000 000 рублей, что осложняет работу для разработчиков и инвесторов в плане эволюционного (глобального) развития инструментов мобильной медицины. Предупредительная роль инструментов мобильной медицины является важным в экономике здравоохранения, что подтверждается отечественными исследованиями. Комбинирование удаленных услуг с очными при расчете тарифов на оказания медицинских услуг с использованием простых и недорогих технологий для удаленных клинических обследований (показатели жизненно важных функций) способно сократить издержки здравоохранения.

Вместе с тем, инструменты формирования и хранения персональной информации о состоянии здоровья граждан и формирование и коррекция плана биомедицинских мероприятий не интегрированы повсеместно в сознание и быт застрахованных, не говоря уже о повсеместном утилитарном применении в медицинских информационных системах медицинских организаций. Развитие практики использования телемедицинских технологий носит характер пилотных проектов - врач-врач с покрытием затрат на инженерно-техническое обеспечение телемедицинских услуг, и научных исследований, локализованных в отдельных регионах (например, Архангельская и Нижегородская области). С точки зрения клинических испытаний отдельных видов телемедицинских технологий первенство занимают НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина-филиал ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России, ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Необходимо решить вопросы методической доказательной базы использования телемедицины, проводить полноценные научные исследования по способности телемедицины улучшить доступность медицинской помощи при снижении затрат, повышения доли коммерческого страхования государственными законодательными актами на паритетной основе, расширения государственных телемедицинских программ, гибкости в финансовом обеспечении высокозатратных телемедицинских услуг. В этой связи аудит телемедицинских услуг также должен быть прозрачен для экспертов с целью улучшения качества медицинской помощи в целом.  

Повышение доступности и качества телемедицинских технологий в национальном масштабе должно сопровождаться обеспечением населения за чертой бедности или с низким доходом бесплатными смартфонами и другими сходными технологиями, техническая поддержка для населения с ограниченным доступом или без навыков пользования информационно-коммуникационными технологиями. Остается актуальной проблема кибербезопасности, несанкционированного использования телемедицинских технологий, ИКТ-образования медицинского персонала и правильного формирования спроса на телемедицинские услуги через средства массовой информации. 

Материалы Портала РАМН

menu
menu