Госпрограмма оказания бесплатной медицинской помощи без дефлятора: интересы государственных клиник или вымещение коммерческих из ОМС?

Госпрограмма оказания бесплатной медицинской помощи без дефлятора: интересы государственных клиник или вымещение коммерческих из ОМС?

На минувшей неделе Минздрав представил проект программы госгарантий на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов – еще более оптимизированной. Министр здравоохранения пообещала добиваться усиления ответственности за хулиганские действия в отношении медработников, а «социальный» вице-премьер – обязательной вакцинации для профессиональных групп, которые могут стать источником «всех болезней, которые вообще существуют на территории России». «МедНовости» представляют обзор последних событий в области здравоохранения.

«Гарантии» снова дешевеют

Минздрав вынес на общественное обсуждение проект постановления «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, его обсуждение продлится до 24 августа. В ежегодно утверждаемой программе госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи закладываются виды, объемы, формы и условия оказания медпомощи, а также затраты на ее финансирование. На основании федеральной программы в регионах принимают собственные территориальные.

В обновленной программе ведомство продолжает оптимизировать бюджетные расходы на медицину. Средние подушевые нормативы в проекте относительно нынешнего года оставлены без изменения. Хотя даже по официальным данным, инфляция в России составила 7-7,5%, и примерно на столько же подорожали лекарства. Более того, впервые в Программе появилось положение о том, что устанавливаемые в территориальных программах «дифференцированные нормативы объема медпомощи могут быть обосновано ниже средних нормативов, предусмотренных Программой». Правда, с оговоркой, что это «должно быть обосновано реальной потребностью населения региона с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским уровнем заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний».

Но в реальности региональные власти получают законную возможность финансировать медпомощь на подведомственных территориях по мере своих финансовых возможностей. При этом, в пояснительной записке к документу честно сказано, что «при расчете средних подушевых нормативов финансирования и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, учтен прогноз доходов бюджета Федерального фонда ОМС на соответствующий год».

Среди других новшеств – снижение расчетных нормативов госпитализации и повышение среднего норматива (в Минздраве полагают, что «потребности населения в специализированной стационарной медпомощи снижаются»), и увеличение нормативов амбулаторной профилактической помощи. Нормативы скорой медпомощи оставлены неизменными – 0,3 вызова на одно «застрахованное лицо».

По мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, сам факт того, что государство гарантирует бесплатную медпомощь лишь определенного объема согласно базовой программе, является нарушением ст. 41 Конституции РФ. Доступная медицина является обязанностью государства, а не товаром, в Конституции записано, что «медицинская помощь оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях за счет бюджетных, страховых и иных поступлений», напоминает эксперт. «Согласно этой норме, не нужно даже иметь полис ОМС – достаточно подтвердить гражданство, – говорит он. – Наша Конституция гарантирует бесплатную помощь и не знает никаких застрахованных лиц, она знает только граждан. И здесь нет ни слова про объемы помощи, потому что очевидно, что медицинская помощь должна быть достаточна, иначе зачем она нужна. Но сегодня Минздрав определяет объем бесплатной медпомощи, который входит в базовую программу госгарантий. То есть, по сути, решает: какая помощь достаточна и бесплатна, а какая избыточна и должна оплачиваться».

Вслед за полицией

Минздрав планирует законодательно защитить медицинских работников от хулиганских действий пациентов. Об этом сообщила глава ведомства Вероника Скворцова на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» (смена «Молодые ученые и преподаватели в области здравоохранения»), уточнив, что ведомство уже прорабатываетсоответствующий законопроект.

«Есть общероссийское законодательство для людей, которые находятся при исполнении обязанностей, которое дает дополнительные гарантии защиты от хулиганских выходок. Первыми вошли в эту статью полицейские, сейчас мы проводим туда медицинских работников: фельдшеров, врачей скорой помощи и других», – рассказала министр. По ее словам, случаи, когда пациенты совершают противоправные действия в отношении врачей, достаточно редки и всегда широко освещаются в СМИ. Тем не менее, они вызывают возмущение и у нее лично, и у всего медицинского сообщества, и очень важно, чтобы виновные были наказаны.

Ранее об этом не раз говорил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. «Такие случаи в очередной раз доказывают необходимость повышения безопасности условий труда медицинских работников, в том числе через придание дополнительного охранного статуса и повышение ответственности за совершение преступлений в отношении медиков. До тех пор, пока законодательно медицинские работники при исполнении своих служебных обязанностей не будут приравнены к сотрудникам полиции, что должно найти отражение в специальной норме в законе по аналогии с законом «О полиции», у нас ничего не получится», — считает Рошаль.

Между тем, законодательные перспективы у инициативы появятся лишь в случае серьезного обновления депутатского корпуса в результате предстоящих выборов. Нынешний состав Госдумы отклонил все законопроекты об ужесточении наказания за нападение на медиков во время исполнения ими служебных обязанностей. В частности, поправки в статью 138 УК «Применение насилия в отношении представителя власти» с целью распространить ее на сотрудников бригад скорой помощи и наказывать разбушевавшихся пациентов точно так же, как если бы они напали на правоохранителя. В пояснительных записках авторы законопроектов указывали на непрекращающиеся нападения на медработников, и отсутствие за это должного наказания. Однако депутатское большинство сочло, что тех мер, которые есть в законодательстве, вполне достаточно, и, кроме того, не стоит создавать такой прецедент, а то еще появятся инициативы о повышенной ответственности за агрессию в отношении сотрудников жилищных организаций и газовых служб.

«Профессиональная» вакцинация

Заместитель председателя правительства Ольга Голодец призвала регионы и заинтересованные федеральные ведомства обсудить вопрос об обязательной вакцинации профессиональных групп, которые работают в зоне риска заболеваний и могут стать источником «всех болезней, которые вообще существуют на территории России». Об этом она заявила в ходе селекторного совещания с руководителями регионов. В частности, люди, работающие с животными, должны быть привиты от сибирской язвы. «У нас все профессиональные группы должны быть привиты. Если люди работают с животными, они должны быть привиты от сибирской язвы и так далее. Сейчас мы работаем по ситуации с сибирской язвой, оказывается, там никто не привит», — сказала Голодец.

Кроме того, по ее словам, «не имеют прививок от самых распространенных детских болезней» работающие с детьми педагоги, что также «приводит к ужасным последствиям». «Это просто безобразие, что у нас есть педагоги в детских садах, которые не провакцинированы от ветрянки и краснухи, которые болеют вместе с детьми и переносят эти болезни совершенно с драматическими результатами», – подчеркнула вице-премьер.

Между тем, обсуждать обязательную вакцинацию «спецгрупп» не требуется, говорят эксперты – надо добиваться выполнения уже существующих документов. В частности, приказа Минздрава от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (с изменениями на 16 июня 2016 года).

Так, согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательной вакцинации против сибирской язвы подлежат «зооветработники и другие лица, профессионально занятые предубойным содержанием скота, убоем, снятием шкур и разделкой туш», осуществляющие «сбор, хранение, транспортировку и первичную обработку сырья животного происхождения», сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные работы «на энзоотичных по сибирской язве территориях». А также «лица, работающие с материалом, подозрительным на инфицирование возбудителем сибирской язвы».

Возраст лиц из групп риска, подлежащих обязательной вакцинации против кори, недавно был продлен до 55 лет. Это – работники медицинских и образовательных организаций, торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы, «не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори». А против ветрянки должны прививаться все «взрослые из групп риска, включая лиц, подлежащих призыву на военную службу».

Ирина Резник
Источник.


menu
menu