Эсклюзивное интервью для M-Health Congress 2017 дал Георгий Лебедев, модератор второй дискуссионной панели «Законопроект о телемедицине и его влияние на бизнес»
Георгий Лебедев – заведующий Кафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, председатель комитета «Интернет+Медицина» ИРИ, а также советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

![Эсклюзивное интервью для M-Health Congress 2017 дал Георгий Лебедев, модератор второй дискуссионной панели «Законопроект о телемедицине и его влияние на бизнес» [1]](/frontend/web/src/img_btx/tn1_esklyuzivnoe_intervyu_dlya_m_health_congress_2017_dal_georgi_14906044662156_image.jpg)
28 апреля Георгий Лебедев примет участие в M-Health Congress 2017 в качестве модератора одной из дискуссионных панелей, запланированных в рамках конференции. Накануне мероприятия пресс-служба M-Health Congress обсудила с ним ключевые проблемы отечественной телемедицины и выяснила, какие изменения происходят в данной сфере в последнее время.
Георгий Лебедев – заведующий Кафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, председатель комитета «Интернет+Медицина» ИРИ, а также советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.
1. Назовите проблемы, затрудняющие развитие цифровой медицины в России на данный момент.
Их немало на самом деле. Перечислю только основные:
- Отсутствие законодательной поддержки. Ожидаем принятия поправок к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Сейчас разработаны две версии – от интернет-сообщества (ИРИ+ФРИИ+«Яндекс» и Ко) и от Минздрава России. В целом проекты похожи. В первом регулируется оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, во втором – предоставление дистанционных консультаций.
- Отсутствие нормативных документов. Без них внесение изменений в вышеупомянутый Федеральный закон будет недействительным. Поэтому такие документы (приказы Минздрава России, ФФОМС, региональных минздравов) должны быть сразу же приняты после принятия поправок.
- Отсутствие точного перечня услуг, которые телемедицина может осуществлять дистанционно. Государство должно определить их.
- Не определено рабочее время врача при оказании телемедицинской услуги. То есть нужны точные указания, когда и как он должен удаленно обслуживать пациента.
- Не определен механизм идентификации врача и пациента. Без этого невозможен персонифицированный учет и взаимодействие «врач–пациент».
- Низкая компьютерная грамотность медицинского персонала.
- Отсутствие интереса и даже недоверие к информационным технологиям со стороны организаторов здравоохранения.
2. Насколько доступны сегодня технологии удаленной диагностики пациентам, врачам, медицинским учреждениям?
В этом отношении наиболее проблемным является оказание медицинской помощи (как удаленно, так и традиционными методами) в сельских районах, на метеостанциях, нефтегазовых месторождениях, коренным народам, включая кочующее население, а также жителям поселений Арктической зоны. В Ненецком автономном округе (НАО), например, единственным многопрофильным учреждением является ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница». В регионе не оказывается высокотехнологическая и специализированная помощь, население направляют в другие регионы (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск). Жители очень часто пользуются возможностью посещать врачей (специалистов) в других регионах, находясь в отпуске или по другим причинам за пределами НАО. Значительная часть населения округа живет в местах, добраться до которых можно только одним-единственным способом – на самолете. Расходы на санавиацию при этом огромные по меркам местного бюджета. Приказом Департамента ЗТ и СЗН НАО установлен порядок использования телемедицины, включая экстренные случаи. Но сегодня лишь 5% медицинского персонала используют его в работе.
3. Назовите последние перспективные разработки в области телемедицины.
К инновациям в области телемедицины можно отнести методы управления здоровьем, дистанционные консультации, дистанционный мониторинг здоровья на дому (домашний стационар, Интернет медицинских вещей), умные больницы, умную городскую медицину, облачные хранилища медицинских данных и так далее – перечислять можно долго. Наиболее успешно сейчас происходит внедрение методов дистанционной консультации. Уже создана Федеральная консультационная система Минздрава России, объединяющая целый ряд локальных медицинских центров. В каждом из таких центров есть, как правило, свой кабинет дистанционного консультирования.
А вот другие вышеупомянутые инновационные методы внедряются пока тяжело. Также не решены вопросы введение дистанционных консультаций в амбулаторном звене. Например, нельзя записаться к врачу для дистанционной консультации в обычную поликлинику. Но работы ведутся. Создаются, например, системы распознавания образов в медицине, распознавания текстов, речи и записей. Подобные технологии, в частности, разрабатываются в комитете «Интернет+Медицина» Института развития Интернета. Серьезный задел создается в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовском университете), где для решения таких вопросов создана Кафедра информационных и интернет-технологий.
4. Какие инструменты для удаленного мониторинга здоровья применяются сейчас?
Используется достаточно большое количество устройств разных производителей. Среди них – приборы для проверки ЭКГ, тонометры, спирометры, портативные анализаторы крови, глюкометры, персональные анализаторы мочи, портативные системы для УЗИ, фитнес-трекеры.
5. Как в медицине (и в телемедицине в частности) используют технологии искусственного интеллекта и робототехнические системы?
Системы ИИ уже сейчас позволяют значительно повысить точность диагностики, а в дальнейшем сделают реальным появление так называемой прецизионной медицины и персональных лекарственных препаратов.
Что касается реального применения, то данную технологию уже использует Американская кардиологическая ассоциация, например, пытаясь посредством IBM Watson выработать новые методы лечения заболеваний сердца. В Boston Children’s Hospital, специализирующейся на редких детских болезнях, применяют IBM Watson для более точной постановки диагнозов.
Несколько подобных проектов разрабатывается и в России. Сейчас совместными усилиями специалистов Первого МГМУ им. И. М. Сеченова и Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова ведутся работы по созданию:
- интеллектуальной системы поддержки принятия клинических решений в области вспомогательных репродуктивных технологий;
- системы морфологического анализа клеточного материала;
- алгоритмов искусственного интеллекта для распознавания образов в медицине;
- технологии профилактического мониторинга состояния здоровья;
- системы для подбора оперативного лечения ишемической болезни сердца.
Источник: https://mhealthcongress.ru