Доктор на связи

От вступившего в силу 1 января 2018 закона о телемедицине ожидали введения официального статуса дистанционных консультаций в формате «врач — пациент»

От вступившего в силу 1 января 2018 закона о телемедицине ожидали введения официального статуса дистанционных консультаций в формате «врач — пациент». Это могло расширить возможности развития бизнеса за счет постепенного формирования массового рынка телемедицинских услуг — как платных, так и в рамках системы ОМС. Однако закон так и не дал разрешения на дистанционное оказание медпомощи в полной мере. В то же время специалисты Минздрава Башкирии, эксперты и игроки рынка считают, что для полноценного функционирования телемедицины в республике ниша уже подготовлена.

Доктор на связи [1]

К празднику готовы

В то время как мировой рынок телемедицины активно растет уже более восьми лет, российский рынок из-за ограничения законодательством только начинает развиваться. Коммерческий директор компании «ТехЛАБ» Александр Шаповалов приводит данные исследования аналитиков IHS, согласно которому мировой рынок телемедицины растет ежегодно на 17,7% и к 2019 году достигнет почти $44 млрд. Согласно аналитике российской компании «Мобильные медицинские технологии», в 2018 году объем рынка телемедицины составит около 3 млрд рублей. В течение трех-четырех лет отечественный рынок удаленных медицинских услуг будет способен ежегодно приносить стабильный доход в 18 млрд рублей. Генеральный директор компании Денис Юдчиц также отметил, что в настоящее время до 85% всех консультаций проводится с пациентами из регионов.

По данным Минздрава РБ, в Башкирии еще два года назад функционировало 26 телемедицинских пунктов. В 2017 году во время подготовки реализации Федерального закона от 29 июля 2017 г. №242-ФЗ началась пилотная апробация программного модуля «Центр дистанционных консультаций» (ЦДК), который является частью единой Республиканской медицинской информационно-аналитической системы (РМИАС) для оперативного обмена медицинской информацией и доступа к электронной медицинской карте пациента. В результате в 2017 году проведено более трех тысяч телеконсультаций, а средствами ЦДК — более двух тысяч телеконсультаций по 39 профилям. В 2017 году к высокоскоростному интернету дополнительно подключены 94 структурных подразделения медицинских организаций, а в 2018 планируется обеспечить еще 235 подразделений в сельской местности, так телеконсультации узких специалистов и докторов станут доступны и в отдаленных малонаселенных пунктах. В ведомстве также отметили, что в настоящее время успешно работает форма взаимодействия «врач — врач». А вот такая форма взаимодействия, как «врач — пациент», пока только открывает новые возможности. К текущему моменту внедрен функционал электронного рецепта и листка нетрудоспособности, а также дистанционный мониторинг функциональных показателей здоровья пациентов. В прошлом месяце закончилась пилотная апробация технологий дистанционного диспансерного наблюдения (ДДН) пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития. В минздраве также добавили, что в будущем не исключены различные формы государственно-частного партнерства. В частности, запланировано заключение рамочного соглашения об организации и проведении совместных телеконсультаций и телеконсилиумов с зарубежными клиниками.

«Республику Башкортостан можно называть одним из пионеров в этой области. Еще в 2001 году на базе РКБ№2 был создан Башкирский республиканский центр телемедицины. Тогда же началась разработка необходимой методической документации: форм подачи заявки на консультацию, добровольного согласия на проведение консультации, форм заключения, — рассказывает руководитель региональных проектов центра компетенций «Здравоохранение» группы компаний Softline Арсен Нахапетян. — В отрасли формируется единая информационная среда и внедряются в практику современные достижения науки. На сегодня тремя медицинскими организациями третьего уровня (Республиканский кардиологический центр, Республиканская детская клиническая больница и Республиканский перинатальный центр) получен доступ к Федеральному компоненту «Телемедицинские консультации» ЕГИСЗ».

Пациенты не хотят, врачи не могут

Исследование рынка коммерческий медицины компании EY показало, что почти 20% респондентов, среди которых большинство составляют московские клиники, отметили перспективы телемедицины именно в условиях России, где большая часть граждан проживает далеко от медицинских учреждений. При этом региональные клиники, наоборот, жалуются на недостаточную востребованность данной услуги. Среди опрошенных довольно распространено мнение, что телемедицина больше интересна государственным, чем частным клиникам. Опрос также показал, что многие респонденты положительно или нейтрально относятся к телемедицине, а представители врачебного сообщества не верят в возможность удаленной диагностики и считают существенными риски, с которыми связана подобная практика.

«Согласно исследованию «Индекс здоровья будущего», россияне заинтересованы в получении удаленных консультаций, однако меньше всего склонны обращаться за ними, когда речь идет о первом визите (14%) к специалисту. Больше всего российские граждане хотели бы дистанционно консультироваться с врачами для обсуждения результатов анализов или обследований (46%), а также при получении консультаций общего характера (44%). Такие выводы свидетельствуют о том, что население России ценит личные отношения и человеческий фактор в вопросах оказания помощи. Однако нововведение позволит решить ряд насущных проблем здравоохранения, связанных с нехваткой квалифицированных медицинских кадров, оказанием помощи в малодоступных районах и ведением пациентов, которым сложно перемещаться, но важно постоянно наблюдаться и быть на связи со специалистом (в числе таких граждан — пожилые люди, беременные женщины, пациенты с хроническими заболеваниями и др.). Профессиональное сообщество ожидало от законопроекта большего — однако в окончательном чтении он содержит положение о том, что дистанционные консультации возможны только после очного первичного приема», — рассказывает руководитель направления «ИТ в здравоохранении» компании Philips в России и СНГ Сергей Лаванов.

Арсен Нахапетян подчеркивает, что от закона в первую очередь ожидали введения официального статуса дистанционных консультаций между врачами и пациентами («врач — пациент») и разрешения на постановку врачом диагноза и назначение лечения без необходимости личного посещения пациентом медицинского учреждения. Однако закон о телемедицине так и не дал разрешения на дистанционное оказание медпомощи в полной мере (взаимодействие «врач — пациент»). Очень много отсылок в законе идет к еще не утвержденным подзаконным актам, которые должны дать определения компонентам телемедицины («лечащий врач», «электронный рецепт», «первичный прием» и т.д.). Полноценно заменить формулировку «оказание информационных услуг» на «оказание медицинских услуг» компании смогут только после принятия данных актов. Существует ряд ограничений, которые на сегодня пока не сняты; и вместе с тем не озвучены планы по ним. По словам Арсена Нахапетяна, в околомедицинском сообществе говорят, что пока что вместо лечения врачи будут вынуждены заниматься «снятием тревожности» у пациентов. Пациенты, которые не могут или не хотят посетить медицинское учреждение очно, как и прежде, будут лечиться, спрашивая советов на интернет-форумах. Это не совсем то, чего ждал рынок, но даже в этой ситуации участникам медицинского и ИТ-рынка есть на чём заработать. Прежде всего речь идет о дистанционной коммуникации в парадигме «врач — врач».

Компания EY раскрыла факторы, тормозящие развитие телемедицины в России. Выводы были сделаны на основании исследования, проведенного в первой половине 2017 года среди 25 частных многопрофильных медицинских организаций со всей России. 67% респондентов в качестве основного препятствия отметили отсутствие законодательной базы.

Речь не только о принятии закона о телемедицине, но и о прозрачной методологии выбора врача и защите прав как пациента, так и врача. Почти 20% опрошенных ожидают закрепления положений, чтобы их клиника могла начать зарабатывать на оказании услуг в данной сфере. В то же время 7% опасаются, что закон о защите персональных данных в данном случае не сработает. Почти четверть респондентов указали на высокий уровень рисков, связанных с телемедициной. Около 20% респондентов считают невозможным удаленное лечение и абсурдной саму идею телемедицины. При этом 11% отметили именно негативное отношение врачебного сообщества в качестве одного из основных препятствий на пути развития телемедицины. По мнению 15% опрошенных, одним из главных препятствий является низкая информированность граждан, недоверие к телемедицине. 11% респондентов говорили о недостаточном объеме инвестирования в телемедицину со стороны государства и частных инвесторов, а также о неготовности осуществлять инвестиции в дальнейшем.

В сети честных клиник МЕГИ отметили, что будущее у данного сервиса в Башкирии есть за счет большой территории республики и низкой концентрации населения, к тому же вся высокотехнологичная медицинская помощь находится в Уфе. Однако развитие тормозит отсутствие подзаконных актов, которые должны регулировать исполнение закона и применение телемедицины на практике. По словам представителей клиники, в рамах действующего закона о телемедицине им пока удалось организовать только один сервис «Задай вопрос своему лечащему врачу». Сервис позволяет пациенту, побывавшему на первичном приеме, обратиться к своему лечащему врачу с целью коррекции лечения либо уточнения каких-то моментов. На текущий момент сервисом пользуется порядка 10 человек в день.

В свою очередь директор филиала «Группы Ренессанс страхование» в Екатеринбурге Анна Шаталина рассказала, что самые успешные результаты старта телемедицинских услуг — именно в регионах, в том числе и в Башкирии — это более 2 000 человек (всех застрахованных по добровольному медицинскому страхованию, в т. ч. тех, кто использовал телемедицину). Так, по Уфе из тех, кто установил приложение, уже 22,1% ими воспользовались. Наибольшей популярностью в Уфе пользуются консультации дежурных врачей по острым состояниям — 88% обращений. 23% обращались за консультацией два и более раз. Средний возраст обратившихся — 31 год. В 25% случаев телемедицинской консультации было достаточно для решения вопроса пациента, в 75% потребовалось направление на очный прием.

Менеджер по развитию бизнеса компании КРОК Алексей Чувилин считает, что в скором времени телемедицина будет включена в перечень продуктов страхового рынка, но не сразу, так как люди должны привыкнуть к новому формату общения с доктором в режиме онлайн. Что же касается заработка, то на данный момент конкуренция между игроками очень высокая, и стартапу прорваться на рынок будет крайне сложно.

Бизнес мал, да дорог

Эксперты считают, что специально запускать стартапы под телемедицину в регионах уже смысла нет. Однако отрицать телемедицину как источник дохода нельзя. По мнению представителя «АльфаСтрахование», все что пока есть в Башкирии — ограниченный набор игроков, предлагающих, по сути, пообщаться с врачом через условный «скайп». Заинтересованность клиентов в данной услуге пока также под вопросом. Будет ли популярна услуга, будет зависеть от ее качества, доступности, удовлетворенности, а также еще от миллиона факторов, начиная от качества консультации и отбора врачей для использования в телемедицине, до затрат на маркетинг и продвижение самой услуги. В настоящее же время промоушен услуги идет лишь в крупных городах, отметили в «АльфаСтраховании».

«Нельзя говорить о предполагаемых огромных прибылях, но есть надежда, что подобные проекты станут рентабельными для ИТ-компаний. Телемедицинастала новой нишей для IT-стартапов. Потенциал рынка в России оценивается в десятки миллиардов рублей, но важно обратить внимание, что телемедицинане является какой-то отдельной областью. Пока наиболее популярны поиск врача, поиск информации и отзывов о лекарствах, дистанционная консультация, но это, скорее, разрозненные сервисы, нежели системные медицинские услуги», — подчеркивает Александр Антипов, директор по развитию бизнеса компании «Ай-ФОРС» (ГК ФОРС).

Коммерческий директор компании «ТехЛАБ» Александр Шаповалов рассказывает, что ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) подсчитал, что за 2016 и первую половину 2017 года российские медицинские стартапы привлекли финансирование на более чем 1,6 млрд рублей. Стартапов в области телемедицины тоже становится все больше. Далеко не все из них «взлетят», но рынок уже успел сформироваться, и в будущем он будет только расти.

«Данная технология настолько широка в различных областях своей реализации, что я допускаю сценарий развития, при котором некоторые IT-компании могут в дальнейшем перепрофилироваться под нее, даже если ранее с телемедициной они были связаны случайными проектами, — отмечает Арсен Нахапетян. — Учитывая развитие технологий в Башкирии на государственном уровне, на мой взгляд, серьезный потенциал для коммерческих организаций здесь имеется во взаимодействии по форме ГЧП».


Источник: https://www.kommersant.ru/

menu
menu