Для покупателей напишут «родословную» лекарств
Чтобы прочесть ее мог любой покупатель, ФНС уже заказала разработку специального приложения для смартфонов
Чтобы прочесть ее мог любой покупатель, ФНС уже заказала разработку специального приложения для смартфонов
Производителей и аптекарей обяжут записывать и хранить историю перемещения лекарств на RFID-метках, на которых также запишут всю информацию о производителе, сроке годности и другие данные о препарате. Федеральная налоговая служба (ФНС) уже заказала разработку приложения для смартфонов, которое позволит покупателям считывать эти данные.
Аптекари уже получили методические рекомендации по участию в эксперименте по маркировке лекарств RFID-метками. Там уточняется, что именно должно быть записано на RFID-метке: помимо данных о наименовании и производителе, еще там будет срок годности, и данные обо всех трансакциях (покупках, продажах, перемещениях) за пять лет.
В методичке сказано, что «полная прослеживаемость движения серии лекарственного препарата от производителя до конечного потребителя обеспечивается за счет внесения в информационную систему «Маркировка» соответствующей информации в форме электронных документов».
— Этот проект в первую очередь для потребителя. Чтобы он знал, что употребляет. Можно будет скачать бесплатную программу на смартфон. Подносишь аппарат к упаковке, и вся информация высвечивается. Кроме того, в аптеках будут стоять специальные считывающие аппараты, специально для тех, у кого нет нужной программы или смартфона, — рассказали в Росздравнадзоре.
Разработкой приложения занимается ФНС, где рассказали, что разместили на сайте госзакупок условия конкурса для разработчиков программ.
— В конкурсной документации содержится требование к разработке, название мобильного приложения не утверждено, а детали наполнения будут прорабатываться заказчиком и исполнителем закупаемых работ на этапе технического проектирования, — отметили в ФНС.
С 1 февраля этого года стартовал пилотный проект по маркировке лекарственных средств RFID-метками. Эксперимент продлится до 31 декабря 2017 года. В следующем году планируется сделать размещение на упаковках таких меток обязательным.
В пилотном проекте принимают участие 23 производителя лекарственных средств, четыре крупнейших фармацевтических дистрибьютора, свыше 30 медицинских организаций и более 250 организаций розничной торговли. Пилотный проект стартует в шести регионах: Москве и области, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областях.
Сам эксперимент, хоть официально и стартовал 1 февраля, фактически начнется только в июне. К этому времени промаркированные упаковки лекарств дойдут до прилавков.
Заместитель генерального директора аптек «Ригла» Вадим Горбунов отметил, что информации о стандартах считывающего аппарата для новых меток еще нет.
— Мы уже начали закупать сканеры, но не уверены, что это именно те, что нужны. Стандарт обещают разработать ближе к лету. Во всех аптечных пунктах аппараты должны стоять и на каждой кассе, и на выходе, — рассказал Горбунов.
В сети аптек «36,6» предположили, что аппарат для считывания информации о лекарствах может стоить до 10 тыс. рублей.
Данные о каждой упаковке будут храниться в единой информационной системе «Маркировка» в течение пяти лет. Дольше, как говорят эксперты, это не целесообразно, потому что за это время истекает срок годности большинства медикаментов.
— В среднем срок годности лекарственного средства длится три-четыре года. Это то время, в течение которого препарат сохраняет свою стабильность, активность и остается безвредным. После трех-четырех лет процент фармакологически активного вещества в препарате уменьшается в среднем больше чем на 10%. Поэтому его нельзя употреблять, — рассказала клинический фармаколог Юлия Филиппова.
Эксперты считают, что если затраты по нанесению меток лягут на производителей, это приведет к увеличению стоимости лекарств. Как ранее писали «Известия», подорожание может составить до 20% по отдельным позициям.
Источник: http://izvestia.ru/