Адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка

Перечислим пути адаптации медицинских учреждений к условиям рынка.

Сущность адаптации медицинских учреждений к рыночной экономике состоит в их готовности и способности быстро приспосабливаться и успешно функционировать в постоянно меняющихся условиях конкурентной среды, которая складывается под комплексным влиянием политических, экономических, социальных, правовых, культурных и других факторов, воздействующих на работу медицинского учреждения. Перечислим пути адаптации медицинских учреждений к условиям рынка.


Адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка [1]


Нормативно-правовой путь


Нормативные правовые акты регулируют организационные, имущественные, личные отношения, которые возникают при оказании гражданам медицинской помощи. Данные отношения регламентируются нормами административного, трудового, экологического, уголовного, гражданского и других отраслей права. Этот путь определяет направление и границы адаптации медицинского учреждения, а значит, является основным.

Медицинский персонал учреждений здравоохранения в процессе профессиональной деятельности периодически сталкивается с трудностями, связанными с противоречиями действующего законодательства. Например, согласно этическим аспектам оказания медицинской помощи врач не может отказать в помощи больному человеку. Такое положение ставит под сомнение наличие свободы договора в медицинских отношениях, равно как и прочих составляющих “общих начал” гражданского права. Противоречие в том, что права и обязанности сторон гражданской сделки не существуют до заключения этой сделки, в то время как первостепенная важность человеческого здоровья требует закрепления абсолютного права каждого на получение медицинской помощи.

Очевидно, что дефекты законодательства в области охраны здоровья населения (вплоть до их устранения) будут оказывать негативное влияние на степень адаптации учреждения здравоохранения к рыночной среде. Каковы бы ни были предупредительные шаги администрации медицинского учреждения по предотвращению правовых рисков, из-за юридических коллизий финансовые потери обычно неизбежны. Так, из любой сделки об оказании медицинской услуги может возникнуть ­внедоговорное обязательство, связанное с причинением вреда здоровью, требования о возмещении (компенсации) которого могут быть удовлетворены судом или в добровольном порядке. Это в полной мере соответствуют характеру и условиям свободного экономического оборота.

Таким образом, для этого пути адаптации медицинского учреждения необходимо предпринять следующее:

  • упорядочить и усовершенствовать нормативно-правовую базу, устранить имеющиеся противоречия;
  • детально проработать и распределить полномочия по уровням управления;
  • определить соотношение и роль государственного и частного здравоохранения, принципы, механизмы и направления государственного регулирования, а также четко обосновать обязательства государства в сфере здравоохранения, определить ответственность за их выполнение на федеральном и других уровнях;
  • выделить компетенцию органов здравоохранения и привести в соответствие их права и ответственность;
  • принять новые законы и недостающие руководящие документы;
  • повысить качество законотворческой деятельности в сфере здравоохранения, привлекая корпоративные объединения медицинских работников к участию в совершенствовании отраслевой нормативно-правовой базы;
  • разработать четкие механизмы реализации законов.


Экономический путь адаптации медицинского учреждения к деятельности в рыночных условиях


Реальное наполнение разрешенных законом источников финансирования здравоохранения полностью зависит от состояния экономики страны в целом, от производства, величины валового национального продукта и его распределения, уровня оплаты труда, налоговой системы, сбора налогов и страховых взносов, доходов граждан и т. п. В настоящее время, когда экономика на подъеме, возможен подъем и системы здравоохранения. С 2006 г. в отрасли начал осуществляться национальный проект. Это должно помочь адаптации государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в тяжелом экономическом положении: пока выделяемых бюджетных средств едва хватает на выплату заработной платы и минимальное обеспечение лечебного процесса, а приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт помещений осуществляются нерегулярно, несвоевременно и в недостаточном объеме.

Приходится констатировать, что страховые механизмы, изначально заложенные в системе ОМС, не заработали: перераспределения финансовых потоков в пользу эффективно функционирующих медицинских учреждений не происходит, продолжает действовать принцип уравнительного распределения ресурсов.

Для экономической адаптации медицинского учреждения к рыночным условиям необходимо:

  • определение адекватного финансирования муниципального заказа с учетом себестоимости медицинских услуг и требуемого уровня качества;
  • переход от финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от объемных показателей их деятельности к реально обеспеченному финансовому подушевому нормативу на фоне организационной перестройки отрасли;
  • расширение возможностей привлечения внебюджетных средств; совершенствование финансово-экономических отношений в отрасли, направленное на повышение эффективности использования ресурсов, структурную реорганизацию, повышение качества и культуры оказания медицинской помощи, в том числе разработка и внедрение единой системы обеспечения качества медицинской помощи на основе медико-экономических стандартов;
  • создание инструментов расчета стоимости федеральных и территориальных программ борьбы с отдельными видами болезней и оценка эффективности реализации этих программ как в социальном, так и в экономическом аспекте;
  • широкое использование приемов финансового менеджмента, решение проблемы оплаты труда в отрасли;
  • профилактика экономического риска, т. е. возможности потерять часть активов учреждения здравоохранения, недополучить доходы или столкнуться с дополнительными расходами в результате осуществления производственно-коммерческой деятельности.


Административный путь адаптации медицинского учреждения к рынку предполагает:


  • реорганизацию федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения. Это требует создания гибкой организационно-штатной структуры, которая позволяла бы администрации быстро приспосабливать ее к постоянным колебаниям спроса на медицинские услуги, мобилизуя персонал с помощью четко регламентированных переходов с одного варианта штатного расписания на другой;
  • коренное реформирование работы кадровой службы, ее реальное участие в принятии решений о подборе, расстановке и назначении кадров на основе научных достижений в области управления (кадрового менеджмента), психологии, социологии и права;
  • развитие принципов преемственности и непрерывности лечебно-диагностического процесса;
  • четкое распределение функций на каждом этапе оказания помощи, а также между различными типами медицинских учреждений;
  • выработку единых подходов к организационному, методическому и технологическому взаимодействию всех элементов системы на основе стандартизации; системное использование методов и технологий современного менеджмента по реструктуризации медицинской помощи;
  • внедрение экономически целесообразных организационных форм медицинского обслуживания;
  • создание регистров заболеваемости населения, определение численности обслуживаемых контингентов; точный расчет необходимых затрат;  
  • разработку целевых программ по наиболее актуальным проблемам здравоохранения; постоянную межведомственную координацию работы всех управленческих структур, в т. ч. санитарно-эпидемиологических учреждений;
  • кардинальное решение проблем экологии;
  • формирование службы врачей общей практики и т. д.;
  • повышение регулирующей роли государства путем принятия адекватной системы государственных гарантий; повышение уровня медико-социальной защиты больных и инвалидов;
  • интеграцию здравоохранения и социальной защиты в единую систему, имеющую целевое финансирование; проведение полномасштабной реформы здравоохранения в контексте развития концепции социального государства, повышения качества жизни населения;
  • оптимизацию процесса принятия и контроля реализации управленческих решений в здравоохранении; создание и совершенствование механизма эффективного управления отраслью.


Информационный путь адаптации медицинского учреждения к рынку предполагает:


  • внедрение новых методов организации и управления производством медицинских услуг в учреждениях здравоохранения;
  • интенсивное использование наиболее передовых технологий и автоматизированных систем управления;
  • создание постоянно действующей всероссийской системы мониторинга здоровья населения и социально-гигиенического мониторинга на основе современных компьютерных технологий;
  • внедрение автоматизированной системы управленческого учета;
  • диспетчеризацию и регулирование потоков пациентов, информации, финансов, материально-технических ресурсов с использованием компьютерной техники.


Психологический путь адаптации медицинского учреждения к рынку имеет конечной целью повышение уровня социальной зрелости медицинских коллективов.


            Необходимо создать корпоративные объединения, которые помогут в полном объеме задействовать стимулирующие мотивации психологического характера с учетом индивидуальных особенностей работников. Это должно усилить производственные возможности медицинского учреждения и остановить отток высококвалифицированных кадров из системы здравоохранения.

            В итоге повышение уровня адаптации учреждений здравоохранения к рынку неизбежно будет связано с комплексным решением существующих ныне проблем всеми известными путями: правовым, экономическим, административным, информационным, психологическим.

 Их отдельные направления могут быть реализованы только на основе логистического подхода к управлению, который включает:

  • приведение в соответствие реальной структуры оказания медицинской помощи потребностям населения за счет эффективного управления потоковыми процессами в здравоохранении;
  • оптимизацию структуры и объемов медицинской помощи на основе адекватного финансирования отрасли;
  • широкое внедрение в практику здравоохранения экономических регуляторов лечебно-диагностического процесса;
  • распределение бюджетных ресурсов между учреждениями здравоохранения в соответствии с их возможностями;
  • формирование в медицинском учреждении релевантной информации, обеспечивающей эффективность управления;
  • регламентацию лечебно-диагностического процесса, предполагающую минимизацию “затратных” действий врача.

Таким образом, логистическая модель организации системы управления учреждением здравоохранения, которая может быть внедрена в медицинских учреждениях различного типа и формы собственности, позволит повысить уровень их адаптации к работе в рыночных условиях и увеличить эффективность производственной деятельности по медицинскому обслуживанию населения.


Источник: http://vrachirf.ru/

menu
menu