Возможности и развитие телемедицины в России на современном этапе. Часть I

  Возможности и развитие телемедицины в России на современном этапе. Часть I [1]

Интервью с основателем UroWeb.ru, врачом-урологом И.А. Шадеркиным

- Игорь Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, что Вы вкладываете в понятие телемедицины? Можно ли выделить какие-то этапы в ее развитии?

- Телемедицина - это достаточно старое понятие, подразумевающее под собой медицину на расстоянии. С появлением каналов коммуникации возникла возможность трансляции различных медицинских данных, к примеру – дистанционная передача ЭКГ. В настоящее время телемедицина достигла особенно высоких темпов развития, поскольку возросла доступность современных информационных технологий.  Постепенно у каждого нашего пациента появляются доступные мобильные устройства, смартфоны и планшеты, обеспечивающие возможность сбора, обработки и передачи информации о физиологических функциях организма, а также их контроля. Использование таких устройств стало новым витком в развитии телемедицины.

- По каким направлениям наиболее востребована телемедицина?

- Само понятие «медицина» включает в себя как клиническую составляющую, т.е. оказание медицинской помощи, диагностику, лечение, реабилитацию, наблюдение за пациентами, так и непрерывное профессиональное образование врачей.  Клиническая телемедицина предполагает взаимоотношения в категориях «врач-врач» и «пациент-врач», при этом последние из них подвержены наибольшим преобразованиям. Для врачей крайне важно обеспечение непрерывного постдипломного образования, в связи с чем отдельное внимание приковано к передаче информации специализированного характера, способствующей повышению профессионального уровня врачей. В таком случае большую роль играют дистанционные формы обучения и формат круглых столов, транслируемых по Интернету.

- Как бы Вы охарактеризовали развитие телемедицинских услуг в России в сравнении с ситуацией за рубежом?

- Наши сотрудники-эксперты регулярно посещают международные конференции и конгрессы, отслеживая новые явления в сфере дистанционных форм взаимодействия. Нередко мы отмечаем появление поистине уникальных решений. При этом необходимо признать, что на данный момент и в России накоплен весомый опыт. К примеру, у нас давно существует формат взаимодействия «врач-врач», который мы используем в повседневной практике, что для США и особенно для Европы является инновацией. Но есть за рубежом и такие дорогостоящие инновационные решения, которые нам пока недоступны. Мы понимаем, что остаются большие горизонты для развития, и передовой международный опыт нам безусловно интересен. На собственном ресурсе Evercare.ru мы собрали информацию о большинстве передовых технологий и последних тенденций по соответствующему направлению.

- Какой зарубежный опыт, на Ваш взгляд, может быть полезен в процессе развития телемедицины в России?

- В настоящее время мы, как правило, не можем использовать устройства для какого-либо мониторинга физиологических функций организма без наличия доказательной базы эффективности этих методов. Известен спор о фитнес-трекерах, которые при измерении частоты сердечных сокращений дают погрешность в 20%, что непозволительно для принятия клинических решений. Порог погрешности, при котором мы можем говорить о клинической значимости – 5 процентов и ниже. Но таких устройств в настоящее время появляется все больше, и в США вопрос по ним решается следующим образом. Разрешение на использование нового устройства или препарата в американской клинической практике выдает FDA. При этом после одобрения авторитетной организацией FDA данное устройство или препарат с максимальной вероятностью получит рекомендацию и в остальных странах мира. В некоторых случаях часть устройств, не получивших разрешения FDA, продаются как фитнес-трекеры в обычных магазинах, где пациент или здоровый человек может приобрести их самостоятельно. При этом врач не вправе основывать принятие своего клинического решения исключительно по итогам данных, полученных с этих устройств. Такая практика, когда FDA выступает в качестве регулятора совместно с клиниками, компаниями-производителями и со страховыми компаниями, очень интересна.

По аналогии с зарубежной практикой мы также, к примеру, можем назначить пациенту разрешенные антибиотики или портативные устройства, такие как персональные ЭКГ, которые впоследствии будут приобретены пациентом или за свой счет, или же соответствующие расходы будут покрыты за счет страховой компании.

- По каким правилам, на Ваш взгляд, происходит развитие телемедицины на современном этапе?

- На мой взгляд, телемедицина - это такая отрасль, которая сама по себе является хорошим инструментом, сравнимым, к примеру, с фармакологией. Фармацевтический бизнес – это огромный, хорошо профинансированный бизнес, показатели НИОКР которого никогда не падают. Даже в 2008 г. в период мирового кризиса фармацевтика регулярно инвестировала средства в развитие индустрии, став устойчиво сформированным бизнесом, которому доверяют врачи и пациенты, и который полезен для всех. Приблизительно по правилам фармацевтики, мне кажется, будет развиваться и телемедицина. К примеру, фармацевтические компании выпускают RX-препараты, которые можно приобрести лишь по выписанному рецепту, и которые в обязательном порядке проходят клинические исследования, подтверждающие их эффективность.  Таким образом, в фармацевтической индустрии существует специфическая технология продвижения подобных препаратов и особый алгоритм их назначения, требующий обязательной клинической апробации и испытаний. А есть и такие препараты, как биологически активные добавки (БАДы), которые пациент может приобрести без назначения врача.

Аналогичная технология, на мой взгляд, может применяться в назначении фитнес-трекеров и любых других медицинских портативных устройств. Необходимо провести грань между препаратами, требующими обязательной клинической апробации для последующего применения в лечении, и современными устройствами, разработанными в соответствии с последними технологиями в области дистанционной медицины, играющими активную вспомогательную роль для мониторинга физиологических функций организма и своевременной передачи информации лечащему врачу. В таком случае сам процесс приобретения рекомендованных устройств может происходить в более упрощенном режиме, нежели в случае с лекарственными препаратами широкого спектра действия.

В глобальном масштабе и историческом контексте как бы Вы оценили ситуацию по развитию телемедицины в нашей стране? Как регулирует законодательство РФ вопрос о предоставлении телемедицинских услуг?

Телемедицина как таковая существует порядка 150 лет. В России крупным специалистом в данной области является доктор медицинских наук Владзимирский Антон Вячеславович, написавший монографию «История телемедицины», в которой подробно описано становление телемедицины на протяжении данного периода. За всё это время отмечались как спады, так и подъемы в развитии телемедицинского направления, но поистине серьезный виток в нём сделан в последние годы. Постепенно стали доступны такие многофункциональные инструменты, как смартфоны, телемедицинские площадки и гаджеты, позволяющие мониторировать состояние пациента и оперативно передавать исчерпывающую информацию врачу. Изменилось отношение к таким устройствам как со стороны пациентов, так и специалистов.

К сожалению, пока остается проблема в законодательном закреплении порядка оказания телемедицинских услуг. В то время как взаимодействие в категории «врач-врач» регламентировано базисным законом «О здравоохранении» от 2011 г., взаимоотношения «пациент-врач» с законодательной точки зрения проработаны недостаточно. В соответствии со строгой трактовкой закона, оказание дистанционной медицинской помощи в категории «пациент-врач» в России не разрешено. Однако де факто мы давно предоставляем такую помощь, именуя ее не медицинскими, а информационными услугами.  Что же касается взаимодействия в категории «врач-врач», с законодательной точки зрения все конкретизировано.  В базисном законе прописано, что в том случае, если пациент находится поблизости, врач может полноправно консультироваться с другим специалистом.

В целом, несомненно, следует признать, что законодательная база для дальнейшего устойчивого развития телемедицины необходима, и уже сейчас Институт развития Интернета (ИРИ) совместно с Минздравом России объединились для создания двух вариантов проектов поправок к текущему законодательству, в соответствии с которыми телемедицина становится полноправным игроком медицинских услуг. Уже прошли слушания, и в настоящее время закон находится на рассмотрении в Государственной Думе. Я очень надеюсь, что этот закон будет принят.

Продолжение следует ….

Интервью подготовила Мария Перова,
член Ассоциации медицинских журналистов

Источник: http://uroweb.ru/

menu
menu