Рецептология: предупрежден, значит вооружен

Самвел Григорян о проекте приказа Минздрава, который содержит новые тонкости работы с назначениями и проясняет ситуацию с электронными рецептами

Самвел Григорян о проекте приказа Минздрава, который содержит новые тонкости работы с назначениями и проясняет ситуацию с электронными рецептами

Начало календарного лета — 1 июня — в этом году может стать датой вступления в силу новых правил работы с рецептами. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru появился очередной, уже второй по счету, проект приказа Минздрава РФ «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». В его тексте, помимо прочего, есть пункт о признании утратившим силу пока еще действующего Приказа Минздрава от 20.12.2012 № 1175н на эту же тему.

Рецептология: предупрежден, значит вооружен


Работа с рецептами — одна их главных сторон деятельности фармацевтов в аптеке, поэтому с предполагаемыми новшествами лучше ознакомиться заранее, так сказать, «на дальних подступах», и подготовиться к ним. Сразу заметим, что новшеств не очень много. Тем не менее, Минздрав выбрал форму полноценного нового приказа, а не приказа, вносящего изменения и дополнения в действующий нормативный правовой акт.

Электронный рецепт не за горами

Одно из первых бросающихся в глаза новшеств содержится в пункте 3 Проекта. Он определяет, что медицинские работники — врач, фельдшер, акушер (последние двое — в случае возложения на них в установленном порядке полномочий лечащего врача) — выписывают лекарственные препараты либо на традиционном бумажном рецепте, либо на рецепте, оформленном в форме электронного документа и подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медработника. При этом в случае с электронным документом необходимо согласие пациента или его законного представителя.

Добавим, что электронное назначение можно применять и в тех случаях, когда речь идет об экстемпоральной рецептуре, то есть изготовлении прописей в аптечных организациях («лекарственные препараты индивидуального изготовления»).

Но ограничения у электронных рецептов все‑таки есть. Согласно пункту 10 Проекта, назначение наркотических и психотропных лекарственных препаратов так называемого списка II Перечня, возможно, будет только на бумажном носителе, на специальном рецептурном бланке (форма № 107/у-НП). Исключение составляют препараты в виде трансдермальных терапевтических систем и препараты, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов.

В Приложении № 3 к проекту приказа есть отдельный Раздел II, озаглавленный «Оформление рецепта в форме электронного документа». Из его пункта 21 следует, что такой способ оформления будет доступен только тем медработникам, которые имеют упомянутую выше усиленную квалифицированную электронную подпись, при условии подключения их медицинской организации к государственным информационным системам в сфере здравоохранения.

Раздел также содержит порядок оформления электронного рецепта, заполнения его граф. В частности, пункт 24 раздела определяет, что по требованию пациента или его законного представителя возможно оформление бумажного дубликата электронного рецепта. При этом на таком бумажном рецепте должна быть проставлена отметка «Дубликат электронного рецепта».

Понятно, что появление этой темы в проекте приказа — задел на будущее. До тех пор пока не будут созданы и не смогут слаженно и бесперебойно функционировать те самые упомянутые государственные информационные системы в сфере здравоохранения, к которым подключат также и аптечные организации, об электронной циркуляции рецептов как о реальности говорить не придется. Но сам по себе этот задел — недвусмысленный намек на то, что Минздрав собирается продвигаться в этом направлении.

Пункты 11, 12 и 13 Проекта содержат перечисления групп лекарственных препаратов, подлежащих назначению на рецептурных бланках формы № 148–1/y-88, «льготно-бесплатных» форм № 148–1/y-04 (л) и № 148–1/y-06 (л), а также формы № 107–1/у. Они почти полностью повторяют то, что в отношении отпуска лекарств по рецептурным бланкам этих форм записано в пока еще действующем Приказе № 1175н, а также в Приказе Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов…».

О форме № 107–1/у

Из пункта 24 Проекта следует, что продолжится практика предоставления более удобного режима обращения рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями. Как вы хорошо помните, бланки «обычной» формы № 107–1/у, согласно Приказу № 1175н, действительны в течение двух месяцев со дня выписывания. Разработчики проекта приказа поступили мудро, заменив слова «двух месяцев» на «60 дней», ибо «месяц» — понятие не совсем четкое, одни месяцы насчитывают 30 дней, другие — 31, а про февраль и вовсе нечего говорить.

Назначая лекарственные препараты пациентам с хроническими заболеваниями (включая препараты индивидуального изготовления), медработники смогут и дальше устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество препарата для назначения на один рецепт, установленное Приложением № 2 к Порядку назначения лекарственных препаратов Проекта. Сказанное касается рецептов как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.

При этом первостольник должен в обязательном порядке проверить, есть ли на бланке отметка «Пациенту с хроническим заболеванием», обозначен ли срок действия рецепта и периодичность отпуска препарата по нему, заверено ли это указание подписью и личной печатью медработника. Кроме того, в случае с бумажным носителем должна также присутствовать печать медицинской организации «Для рецептов», а в варианте с электронным документом — усиленная квалифицированная электронная подпись медработника. Если хотя бы один из этих обязательных атрибутов отсутствует, рецепт считается неправильно оформленным.

Новшеством проекта является одно из положений пункта 14, который, кстати, соответствует пункту 14 действующего Приказа № 1175н. Содержание второго сводится к следующему: на рецептурных бланках форм № 148–1/y-88, № 148–1/y-04 (л) и № 148–1/y-06 (л) разрешается выписывать только одно наименование лекарственного препарата, а на бланке формы № 107–1/у — не более трех.

Что касается первых трех форм, то проект приказа по этому вопросу изменений не вносит. А насчет четвертой — формула с 1 июня будет выглядеть следующим образом. На одном рецептурном бланке формы № 107–1/у можно будет выписать:

— только одно наименование лекарственного препарата, относящегося по так называемой Анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ) к антипсихотическим средствам (код АТХ — N05A), анксиолитикам (N05B), снотворным и седативным средствам (N05C), антидепрессантам (N06A) и не подлежащего предметно-количественному учету (как вы, вероятно, помните, рецепты на такие препараты остаются в аптечной организации и хранятся в течение трех месяцев);

— до трех наименований, если речь идет о других лекарственных препаратах, не относящихся к перечисленным кодам АТХ и подлежащих назначению на бланках данной формы (рецепты на эти препараты возвращаются покупателю).

Рекомендованные количества

Кстати, раз уж мы упомянули чуть выше Приложение № 2, заглянем и в него, поскольку в этой части тоже есть кое‑какие изменения. Оно представляет собой таблицу, в которой указаны наименования лекарственных препаратов, формы выпуска и дозировки, а также рекомендованное количество назначения на один рецепт.

Здесь, по сравнению с пока еще действующим Приказом № 1175н, есть и сокращения. Из списка предполагается изъять такие наименования, как «Теофедрин», «Теофедрин-Н», «Нео-теофедрин», «Солутан», «Спазмовералгин», «Спазмовералгин-Нео», «Эфедрина гидрохлорид». Что касается остающихся в приложении наименований, то рекомендованные количества их назначения изменять не предполагается.

Предельно допустимые количества отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для назначения на один рецепт содержатся, как и раньше, в Приложении № 1 к Порядку назначения лекарственных препаратов. В нем, по сравнению с соответствующим приложением Приказа № 1175н, не заметно никаких изменений. Ну и Приложение № 3 к Порядку назначения — тоже традиционно — содержит допустимые к использованию рецептурные сокращения.

Разница в названиях

Еще одно любопытное различие между пока еще действующим Приказом № 1175н и тем, который может его заменить, содержится в их названиях. У первого оно сформулировано следующим образом: «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков…». Судя по тому тексту, который вывешен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, — если там нет случайной ошибки, — в названии второго отсутствует слово «выписывание»: «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков…».

Вряд ли эту разницу можно назвать существенной, но она, тем не менее, показательна. Все‑таки «назначение и выписывание» это в какой‑то степени тавтология. Мы же не говорим в обычной речи «врач мне назначил и выписал лекарство» — ограничиваемся употреблением одного из этих глаголов. Очевидно, что понятие «назначение» включает и процесс выписывания лекарственного наименования на соответствующем рецептурном бланке. Более того, это и есть по большому счету назначение, особенно если речь идет о препаратах, отпускаемых по рецепту.

Гармония назначения и отпуска

В проекте, по модели Приказа № 1175н, имеются еще два приложения. Одно из них содержит новые рецептурные бланки форм № 107–1/у, № 148–1/y-88, № 148–1/y-04 (л) и № 148–1/y-06 (л) ․ Они, разумеется, составлены так, чтобы учесть изменения, которые внес в правила оформления/заполнения рецептурных бланков недавно утвержденный Приказ № 403н, в том числе изменения, касающиеся сроков действия бланков отдельных форм. Другое приложение является изложением порядка этого самого оформления рецептурных бланков, их учета и хранения.

Таким образом, можно предположить, что основная причина разработки и утверждения нового приказа заключается в необходимости интегрировать новеллы Приказа № 403н о порядке отпуска лекарственных препаратов в порядок их назначения — так сказать, гармонизировать эти два порядка. А также в развитии темы электронного рецепта, которая может принять в ближайшие годы реальные очертания. Остальные новшества также важны, но носят частный характер. В заключение заметим, до вступления обсуждаемого текста в законную силу в него еще могут быть внесены изменения.

***

Вопрос сроков запуска системы электронного рецепта прокомментировал 21 февраля на «Аптечном саммите» В Москве заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, председатель комитета «Интернет+медицина» Института развития Интернета Георгий Лебедев.

«В 2018 году должны перейти на электронный рецепт. Так что не за горами. Единственное, только пока не отработан механизм, как связать его с системой „Маркировка“, которая сейчас проходит пилотное тестирование. Должно быть два грандиозных хранилища — одно со всеми выписанными рецептами, другое со всеми препаратами. Фармацевт увидел на экране компьютера рецепт и привязал к нему препарат — прошла транзакция по методу блокчейна», — отметил специалист.


Проект инструкции по оформлению рецептов, включая электронные (скачать)


Ссылка на оригинал:https://www.katrenstyle.ru


menu
menu