Регионы сами решат, могут ли их больницы оказывать платные услуги и помощь по ОМС на одном оборудовании

Минздрав РФ обновил Правила предоставления государственными лечебными учреждениями платных медуслуг, публичное обсуждение проекта документа продлится до 22 апреля.

Регионы сами решат, могут ли их больницы оказывать платные услуги и помощь по ОМС на одном оборудовании

Минздрав РФ обновил Правила предоставления государственными лечебными учреждениями платных медуслуг, публичное обсуждение проекта документа продлится до 22 апреля. Ключевое новшество – ответственность за возможность оказания платных медуслуг на оборудовании, закупленном для работы по ОМС, и тем же штатом медработников – предлагается возложить на региональные ведомства, которым подчиняются медорганизации.

Изменения предлагается внести в постановление Правительства РФ №1006 от 4 октября 2012 года. Новая редакция правил призвана разграничить медпомощь, оказываемую по программе госгарантий, и платные услуги.

«В настоящее время имеются факты, когда государственные и муниципальные медицинские организации, стремясь увеличить объем своего финансового обеспечения за счет внебюджетных источников, навязывают гражданам оказание платных медицинских услуг», – пишут авторы проекта. О наличии такой проблемы они узнали из жалоб пациентов и писем ФАС о результатах проверок обоснованности оказания платных медуслуг.

Предлагается платно оказывать медицинское сопровождение пациентов при транспортировке к месту лечения, обследований или реабилитации и обратно и на платной основе размещать пациентов в отдельных «маломестных» палатах «при отсутствии медицинских или эпидемиологических показаний». Эти платные услуги добавятся к уже двум описанным в правилах: индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре и применение лекарств, не входящих в госперечни и без жизненно важных показаний.

При этом скорая медпомощь, в том числе скорая специализированная, экстренная или неотложная,  платно в госмедучреждениях оказываться не может.

Пытаются авторы проекта разрешить и системные проблемы. Раздельный учет и контроль использования лекарств и расходных материалов будет регламентироваться на уровне субъекта – отдельным нормативным правовым актом. А использование в коммерческой деятельности больниц материально-технической базы и медицинских кадров, задействованных в оказании медпомощи по ОМС, будет разрешать или запрещать «орган, осуществляющий функции и полномочия учредителей», в основном это региональные минздравы и городские департаменты здравоохранения.

Рекомендуется предусматривать рентабельность затрат не более 20%, говорится в проекте документа. «Понятие «рентабельность затрат» в финансовой отчетности используется редко и по своему смыслу оно близко к ROI – коэффициенту, показывающему доходность бизнеса в расчете на сделанные в него инвестиции. Так, судя по всему, государственным медучреждениям удобнее считать. Отсюда же предельный показатель в 20% – он выше, чем в среднем по рынку коммерческой медицины [15%. – Vademecum], так как учитывает более низкие стартовые затраты государственных медорганизаций на оказание услуг. У них, в отличие от частных клиник, есть определенные льготы и материально-техническая база», – поясняет Сергей Васьков, финансист, член экспертного совета Аналитического центра Vademecum.

При этом лимит на коммерческие доходы в структуре выручки госбольниц авторы новых правил не конкретизируют.

Платными медуслугами в госсекторе Минздрав занялся по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой. «Все-таки мы, если можно так сказать, заморозили темпы роста платных услуг в здравоохранении. У нас пока нет данных 2018 года, они будут в мае, но 2017 и 2016 годы – это 7,1%. Эта цифра пока не меняется. Понимаю, что вы можете сказать, что каждый измеряет это по себе – это правда, но мы пользуемся на сегодняшний день официальной статистикой, которая нам дает такие цифры», – пояснила она.

Ее данные коррелируют с результатами исследования Аналитического центра Vademecum – доля платных услуг в структуре выручки у сотни крупнейших региональных медучреждений в 2017 году составляла в среднем 7%. При этом участники рынка неоднократно говорили Vademecum о существовании негласного «плана» по доле платных услуг в структуре бюджета государственных медучреждений в 25%.

«Я понимаю, чем это вызвано. Дело в том, что необходимость повышения заработной платы работникам, сложная экономическая ситуация приводят к тому, что во многих субъектах либо сами руководители медучреждений, либо их руководство заставляют развивать платные медуслуги как дополнительный источник средств, в том числе для повышения зарплат», – рассуждал ранее о причинах появления инициативы эксперт ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Фарит Кадыров.

Ссылка на оригинал: http://vademec.ru

menu
menu