Объединение систем социального и обязательного медицинского страхования сэкономит ресурсы

На прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме говорили о реформе фондов социального страхования в России. До этого, на  Гайдаровском  форуме, Татьяна Голикова уже высказывала идею объединить  все  три фонда  социального страхования.

На прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме говорили о реформе фондов социального страхования в России. До этого, на  Гайдаровском  форуме, Татьяна Голикова уже высказывала идею объединить  все  три фонда  социального страхования. Что думают по этому поводу эксперты? Я получила комментарий Владимира Гришина, организатора и первого директора Фонда обязательного медицинского страхования в России.

Объединение систем социального и обязательного медицинского страхования сэкономит ресурсы


— Исторически сложившаяся в  различных  странах классическая система социального страхования основывается на двух составляющих: социальной (компенсация потери заработка при нетрудоспособности — социальное страхование) и медицинской (оплата медицинских услуг при заболеваниях — медицинское  страхование). Эти два вида страхования связаны между собой и  представляют  две части одного  целого – заболевание неизбежно приводит и к  потере трудоспособности, и необходимости затрат на медицинские  услуги.  Поэтому при страховой модели социального обеспечения эти  два  вида расходов традиционно объединяются в единой организационной  структуре – некоммерческой больничной кассе, которая осуществляет учет застрахованных, сбор взносов на медико-социальное  страхование работников  и членов  их  семей, экономические расчеты (оплату всех видов затрат, включенных в  страховой  пакет) и контроль за расходованием  средств и качеством предоставляемых  услуг.  

На протяжении всего периода развития  социального страхования  в  России — начиная  с  1992 года,  когда создавались  все  социальные  внебюджетные фонды (пенсионный,  социальный,  медицинский и занятости) и формировались правовые и нормативные документы, регламентирующие их  деятельность – работа по  данной проблеме,  за  исключением определения размера  взносов  на  соответствующий  вид  социального  страхования, не координировалась ни на  уровне  правительства, ни на  уровне Минфина  и Минэкономики, Минздрава  и Минтруда. Достаточно  сказать,  что в  настоящее  время, несмотря  на  огромные  затраты, каждый  социальный  фонд создает  свою  замкнутую информационную систему и самостоятельно ведет персонифицированный  учет (тем не  менее, до настоящего времени  нет достоверного учета, в  частности, самозанятых граждан). Отсутствует единая  налогооблагаемая  база, необходимая при расчетах и сборе  страховых  взносов. Все министерства до сих пор работали в этой сфере согласно своей  компетенции самостоятельно и без  учета  зарубежного и исторического  опыта (хотя  многочисленные делегации непрерывно  выезжали в  различные  страны на ознакомление, обучающие  семинары и стажировки). Зарубежный  опыт  активно  изучался  на  этапе  становления  социального страхования, но в  последующем  этот  процесс (в  частности, в  здравоохранении)  сошел на нет,  поскольку для  внедрения организационных и экономических новаций  социального страхования или в  целом здравоохранения в  системе  ОМС  банально не было средств. 

Следует также  учесть позицию российских профсоюзов,  как  правопреемников союзного ВЦСПС. После получения в наследство имущественного комплекса (прежде  всего) и финансовых ресурсов административные и иные органы профсоюзов России начали процесс фактической скрытой приватизации имущества и установления  контроля над  финансовыми потоками. Поэтому профсоюзные лидеры всех  уровней  долгое время не были заинтересованы  в  объединении двух систем  социального страхования и сопротивлялись этому  всеми доступными  способами. Даже  отраслевой  профсоюз  работников  здравоохранения (следуя  профсоюзной  корпоративной дисциплине) не поддержал идею объединения  систем/фондов  медицинского (ОМС) и социального страхования, хотя это позволяло  усилить потенциал  объединенной  системы  социального страхования  в оздоровлении работников  и членов  их  семей. При этом председатель отраслевого профсоюза работников здравоохранения  является  постоянным  членом Правления  Федерального фонда  ОМС.  

В  начале нынешнего столетия Фонд  занятости  был  преобразован  в  службу  занятости. Таким образом государство и работодатели  сначала потратили  средства на  создание  Федерального и территориальных фондов  занятости (приобретение имущества,  стройки и ремонты, материально-технические затраты, обучение персонала  особенно  за  рубежом и прочее),  а потом произвели существенные расходы на их ликвидацию и переформатирование в  государственную  службу  занятости. 

На  всех  этапах  развития  систем социального страхования  в  России (прежде  всего  медицинского и социального)  основным противником идеи объединения систем страхования выступали  страховщики. Это понятно — в  случае  создание  объединенного  фонда  медико-социального страхования они становятся лишним звеном (тем более,  что в  России это частные  структуры  с  сугубо  коммерческими интересами,  выполняющие посреднические  функции). В  случае ликвидации страховщиков  их немногочисленные функции  могут  выполнять  территориальные  фонды  ОМС (что и делается  в случае банкротства  или  ухода страховой  компании  со  страхового поля). 

При создании системы  медико-социального страхования не возникнет  сложностей  по реорганизации  систем, объединения  материально-технического потенциала двух  фондов и управлению финансовыми потоками,  а  также  ликвидации  страховщиков. 

Проводя такое объединение, государству  предстоит  решить три принципиальных  вопроса: 

Первое. Система  обязательного  медицинского страхования должна  быть централизована по типу  фондов  пенсионного и социального страхования (и только после  этого  возможно быстрое и безболезненное  объединение); 

Второе. Управлять  объединенным  фондом должен государственный орган  исполнительной  власти —  либо  Минздрав,  либо  Минтруд.  Не исключается вариант создания (возврата) объединенного министерства  — Минздравсоцразвития. 

Третье. Организация контроля  за качеством  медицинских  и социальных  услуг (эту функцию  в  настоящее время  выполняют  страховые компании — качество и формализм этой  работы  неоднократно обсуждались и критиковались). Следует  сделать это  комиссионно. Контролирующих  органов и общественных организаций достаточно.  Например, в  контрольных проверках (экономических расчетов и качества  медицинской помощи) и разборе конфликтных  случаев могут участвовать представители: Минздрава  (или Минздравсоциразвития), Росздравнадзора, Фонда  медико-социального страхования, Национальной  медицинской платы,  Общества защиты прав  пациентов, медицинского  учреждения, где  произошло некое  событие, непосредственно  врача/медицинского работника  (с юридической  защитой), допустившего ошибку или нанесшего вред пациенту, эксперты по  различным направлениям (которые в настоящее время  внесены  в  единый  регистр и  работают по  заказу  медицинских страховых  компаний).  

Целесообразность создания единой системы страхования здоровья  граждан обусловлена  рядом преимуществ:  

— Медико-социальное  страхование  позволяет создать единую систему страхования  здоровья граждан (работающих и членов их  семей, иных неработающих  граждан) и объединить в  одно целое  экономические интересы  всех  сторон – государства,  работодателя, работника, неработающих  граждан,  больничной  кассы (фонда  медико-социального страхования), а также выстроить организационную цепочку от  профилактики заболеваний и охраны  труда до  реабилитации и  санаторно-курортного лечения. 

— В  короткие сроки возможно провести достоверный персонифицированный  учет всех граждан страны (как  известно в  настоящее время,  несмотря  на  деятельность трех  фондов по персонифицированному учету «своего» контингента, статус нескольких миллионов  граждан  не определен; кроме того  ФСС  и ФОМС занимаются  персонифицированным учет фактически одного и того  же  единого контингента —  работающих  граждан). 

— Объединение  фондов  социального и обязательного  медицинского страхования и  их  функций по  учету  граждан позволяет сократить  затраты  на эти цели и более  того — позволит исключить эту функцию из функционала пенсионного фонда (как  дублирующую). 

— Объединение двух  фондов позволит в  кратчайшие сроки  унифицировать налогооблагаемую  базу  при  сборе взносов  на медико-социальное  страхование  и определиться  с  администратором учета и сбора  взносов (в  настоящее время ПФР). 

— Создаются  предпосылки  в  целом упорядочить процессы  информатизации двух  систем и  особенно  затраты  на  эти  цели (информационные базы данных, электронные полисы, медицинские карты и листы нетрудоспособности, закупка  вычислительной  техники,  телекоммуникации,  сервисное обслуживание и  кадровая  политика  в  этой  сфере и прочее). 

— В  случае объединения  двух  фондов  будет установлен единый порядок сбора взносов на медико-социальное  страхование (отказ от регресса и льготных  режимов  при их  уплате взносов для отдельных  категорий  граждан —  что  при  страховании  является  нонсенсом),  возможно установление участия работающего гражданина в экономических взаимоотношениях  с страховой системой  (например за  счет отчислений  2 процентов  от  его заработка  в  фонд – от НДФЛ). 

— Объединение фондов позволит  провести анализ  имущественного  комплекса  систем, ликвидации неэффективных расходов, материальных и технических излишков, сократить коммунальные и прочие расходы  на  их содержание. 

— Будет упорядочена структура, штатное расписание и кадровый  состав объединенной  системы социального страхования (в  том числе с сокращением излишнего персонала в  связи  с широким внедрением в  социальной  сфере информатизации и электронных  носителей). 

— Целесообразно провести анализ  кредиторской  и дебиторской  задолженности,  а  также всех имеющихся контрактов двух систем и особенно эффективность их  исполнения  (например за  последние  5 лет). Это  следует сделать с  привлечением  Счетной палаты  РФ  и экспертов. 

Создание классической системы медико-социального страхования (больничных  касс) и переход к системе страхования здоровья граждан, в  соответствии с  базовыми принципами социального страхования и общепринятыми правилами построения данной  модели страхования позволит исключить из финансово-проводящей цепочки частные коммерческие страховые медицинские организации. Это позволит получить ресурсные  резервы для системы.  

Кроме того, это непременно влечет за собой необходимость анализа  и реформирования  экономического механизма системы  добровольного  медицинского  страхования и неизбежного сокращения неэффективных затрат на  эти цели федерального и субъектовых бюджетов. Как  известно в настоящее время  ДМС  просто  дублирует  обязательное  медицинское  страхование, что создает почву для непрозрачного и  неэффективного расходования  средств,  выделяемых  на  медобеспечение граждан.  Экономия  средств  будет  достигнута  за  счет упорядочения всех контрагентов, взаимодействующих в  настоящее время с фондами  социального и обязательного медицинского страхования и страховыми компаниями.   

Концентрация финансовых ресурсов двух  систем в  единой государственной  системе социального  страхования   позволит не только управлять  ресурсами системы страхования здоровья  из одного  организационного и методологического  центра, но и в  пределах  единого бюджета  обеспечить мобильное  перераспределение (маневр) средств на неотложные нужды, например,  при  росте  заболеваемости, необходимости  реализации различных государственных и ведомственных программ. 

Объединение  систем  социального и обязательного  медицинского страхования позволит достичь и иных целевых эффектов,  в  частности — повышения организационной  и финансовой управляемости  объединенного  фонда  медико-социального страхования, обеспечения прозрачности, государственного и общественного контроля расходования всех  видов ресурсов  объединенной системы (в  этом  будут участвовать объединения  работодателей,  ассоциации пациентов и работников здравоохранения,  профсоюзные объединения).  

Экономия  финансовых  и материально-технических  ресурсов  при объединении  двух  фондов составит (оценочно) 12-15 процентов от общего объема  средств. 


Ссылка на оригинал: http://alla-astakhova.ru

menu
menu