Н.М. Макаренко "Наша справочная служба" (Федеральная медицинская справочная)

                                             Н.М. Макаренко

                                                               

ФСИС - это что? Загадочная аббревиатура  расшифровывается просто — Федеральная справочно-информационная служба. Именно сюда вошла я в конце 1998 года как заместитель руководителя этой службы в МСК «МЕДСТРАХ». Начинался новый и совершенно незнакомый  до этого времени этап в моей трудовой деятельности. Дело в том, что, при наличии с 1971 года  Международного диплома ВОЗ как специалиста  по организации здравоохранения, а затем и высшей категории по организации здравоохранения, до этого времени мне не приходилось заниматься какими бы то ни было справочными службами. У меня за плечами был многолетний опыт работы в здравоохранении - от участкового врача-терапевта городской поликлиники до заместителя начальника отдела организации медицинской помощи Минздрава СССР, затем завсектором в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко,  потом завсектором здравоохранения и социального обеспечения Комитета Народного Контроля СССР, а в 90-е годы  - начальник отдела в Госкомсанэпиднадзоре России,  зам. начальника отдела стационарной помощи в МГФОМС, с 1996 года — врач-эксперт  МСК «МЕДСТРАХ». Предложение руководства  компании поработать в справочной службе вызвало у меня вначале серьёзные колебания, но, согласившись, я ни разу не пожалела о принятом решении.

Прежде чем говорить об этом, стоит коснуться  истории появления подобных служб в Москве. С введением в  стране  обязательного медицинского страхования (ОМС) и появления в столице страховых медицинских компаний, входящих в систему ОМС, в первый ряд серьёзных трудностей в проведении этой работы вышли крайне низкая информированность и слабое понимание населением происходящего в организации медицинской помощи. Что такое медицинский полис, для чего он, где его можно получить и куда с ним можно обращаться, как получить бесплатную консультативную или высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь вне территориальной или ведомственной поликлиники, - вот лишь часть той массы вопросов, что волновали москвичей. Не лучше было и в медицинской среде, в лечебно-профилактических учреждениях, где вводились новые понятия «медицинская услуга», «реестр медицинских услуг», «коды медицинских услуг», «учёт медицинских услуг», «экспертиза» и пр., что  немало раздражало и вызывало недоумение у медицинских работников. В неменьшей степени их волновали вопросы нормирования  и оплаты труда.

Понимая всю серьёзность  возникшей проблемы, осенью 1993 года Московский городской фонд обязательного медицинского страхования  (МГФОМС) предложил  в структуре каждой  медицинской страховой организации, работающей в системе ОМС  Москвы, создать  справочно-информационную службу (СИС). Главной задачей этих служб должно было стать  предоставление для населения, органов и учреждений здравоохранения и других заинтересованных организаций справочно-информационных услуг по вопросам  порядка введения, организации и финансирования системы ОМС.

Одной из первых такая служба была создана в МСК «МЕДСТРАХ». Причём, это было не формальное выполнение рекомендаций МГФОМС. Понимая важность и необходимость данной службы,  компания оценила и её реальную  перспективность для себя. Это, в свою очередь, требовало  соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения. Именно такой стратегически точный подход определил привлечение к работе в справочной службе квалифицированных стажированных врачей, программистов, юристов, оснащение службы компьютерной и другой электронной техникой. Программистами были созданы специальные поисковые программы, заложена электронная база данных, включавшая вначале только учреждения  Москвы, входящие в систему ОМС. Одновременно была решена задача постоянного информационного, юридического обеспечения и сопровождения  данной службы.

Учитывая, что  обратившихся в СИС, как москвичей, так и иногородних,  часто интересовала возможность получить платные услуги в специализированных медицинских центрах и клинических НИИ не только Москвы, но и других регионов России, стала расширяться в этом направлении и электронная база данных по медицинским услугам и учреждениям, где они оказывались населению на платной основе или добровольному медицинскому страхованию. В 1997 году именно эта электронная база стала основой  соглашения  с Департаментом здравоохранения Москвы,  Центром «Мослицензия» и московской Госинспекцией цен о совместной работе по организации и поддержке информации о деятельности, включая оказание платных услуг, медицинских учреждений, расположенных в столице.

В связи с тем, что к этому времени электронная база СИС МСК «МЕДСТРАХ» содержала большой массив данных о видах, объёмах, стоимости, порядке оказания медицинских услуг, госпитализации,  очных и заочных консультаций в Федеральных медицинских учреждениях (ФМУ), расположенных как в Москве, так и в других  регионах России, в конце того же 1997 года Московский городской фонд ОМС на Всероссийском совещании исполнительных директоров региональных фондов ОМС вышел с инициативой создания Федеральной справочно-информационной службы на базе СИС МСК «МЕДСТРАХ». Данное предложение всеми было  поддержано и одобрено. Тогда-то и появилась эта аббревиатура — ФСИС. Правда, существовала она недолго. В 1998 году, с участием Российской академии медицинских наук (РАМН), был создан Республиканский расчётно-аналитический медицинский центр РАМН (РРАМЦ РАМН), в структуру которого самостоятельным подразделением вошла справочная служба, именуясь теперь  Федеральной медицинской справочной (ФМС).

К этому времени в справочной уже складывался хороший профессиональный  коллектив, работавший в интенсивном режиме. Не все сотрудники выдерживали этот ритм и уходили. Вот почему   в начале моей работы в ФМС для обеспечения её бесперебойной круглосуточной деятельности пришлось заняться подбором квалифицированных кадров врачей-операторов и диспетчера взамен ушедших, более чётко распределить обязанности  сотрудников, ввести  контроль за ведением учётной документации по обращениям граждан для последующего детального анализа деятельности ФМС. Кроме того, сразу же был подготовлен  текстовый материал для широкой рекламы нашей службы. Через полгода руководство компании приняло моё предложение о необходимости повышения квалификации наших сотрудников  без отрыва от работы с целью  актуализации и систематизации для них всех выходящих и действующих законодательных актов в части охраны здоровья, а также распорядительных документов Минздрава России, Департамента здравоохранения Москвы и МГФОМС. Весной 2000 года такой 2х-недельный цикл занятий был организован и проведен. К его проведению были привлечены руководители всех ведущих структурных подразделений МСК «МЕДСТРАХ». Через год мы провели аналогичный семинар  с учётом выхода новых распорядительных документов.

В первый же год работы были установлены  контакты с ведущими московскими клиническими НИИ и Центрами РАМН, для чего были осуществлены выезды в каждое из этих учреждений, где,  при  встречах и очном знакомстве с руководителями подразделений, ведущими специалистами,  осуществлялся взаимный обмен информацией о направлениях деятельности. Кроме того, мы получали оперативные сведения о порядке и возможностях госпитализации, об изменении действующих цен на различные виды услуг, оказываемых в данном учреждении. Эти встречи позволили нам, прежде всего, в будущем, напрямую контактировать с конкретными должностными лицами этих учреждений, а также своевременно обеспечивать достоверность действующей электронной базы, за счет её обновления  полученной информацией.   

Объём работы ФМС из года в год расширялся. Ведь по существу  это была первая  и  единственная в России бесплатная медицинская справочная, действовавшая для населения и медицинских организаций всей страны. И если в 1998 года  было зарегистрировано 20,5 тысяч обращений в нашу справочную службу, то в 2003 года их было уже более 207 тысяч, т.е. более чем в 10 раз.  Достаточно сказать, что за пять лет работы  ФМС предоставила более 630 тысяч информационных и организационных услуг по вопросам оказания самых различных видов медицинской помощи, включая её квотированные высокотехнологичные и дорогостоящие виды. Более того, в ряде случаев, получив через врачей-операторов обращение о необходимости  консультации по жизненным показаниям от врачей из отдалённых регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока, руководство ФМС подключалось к организации экстренной консультативной  специализированной помощи, вызывая сразу же на связь с больницами  тех регионов ведущих учёных, клиницистов профильных московских медицинских научных центров и институтов. 

Все эти годы наиболее активными пользователями информационных возможностей ФМС попрежнему оставались   жители Москвы. Однако, если в 1998 году они составляли 87% в общем объеме письменных и устных обращений, то по итогам  2003 году -  уже 62%. За этот же период среди них в 4 раза снизилось количество жалоб и нареканий на недостатки в организации и качество медицинской помощи в московских ЛПУ. Это свидетельствовало о действенных мерах и серьёзной работе  МГФОМС и страховых организаций по защите прав москвичей, застрахованных по ОМС.

Существенно расширялись наши связи и с регионами России - с 4%  в 1998 году до 37% в 2003 году в общем объеме обращений. Около 1% составляли запросы из стран СНГ, бывших советских республик. Прежде всего, это были граждане Белоруссии, Украины, Грузии, Азербайджана и Армении. Поступали единичные обращения даже из таких стран как Голландия, Германия и Израиль.

Детальный анализ причин обращений россиян, их решений в ответ на   предложения и рекомендации ФМС   позволял определять складывающуюся  потребность населения отдельных регионов в специализированной медицинской помощи, прежде всего, в её высокотехнологичных видах.  Эти данные, в свою очередь, становились важным ориентиром для РАМН и Минздрава  России  при формировании квот  на указанные  виды и объёмы медицинской помощи, финансируемой из средств федерального бюджета, а также при подготовке Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.                     

Следует отметить, что уже через  год деятельность ФМС  и активная обращаемость к ней населения вызвала закономерный интерес средств массовой информации. К нам стали приходить журналисты, корреспонденты. В нескольких центральных газетах Москвы и региональной печати некоторых областей в 2000 году появились статьи о нашей работе,  в 2001 году на эту же тему были опубликованы наши статьи в двух медицинских журналах. Тогда же на канале ТВЦ демонстрировался информационный киносюжет, снятый непосредственно в справочной.  В 2002 — 2003 годах ФМС успешно участвовала в экспозиции на выставках «Здравоохранение». Периодически к нам приезжали из регионов работники органов здравоохранения, страховых медицинских компаний, чтобы познакомиться с организацией работы ФМС. С этой же целью посещали нас иногда и коллеги из некоторых стран СНГ. С освещением и обобщением опыта работы нашей справочной службы мы выступали на соответствующих курсах и семинарах  МГФОМС и МОФОМС.

Макаренко Наталья Михайловна

 

menu
menu