Можно ли оштрафовать пациента за прогул приема врача

Пациент записался на прием, но не пришел и не уведомил о том, что не придет. Ситуация частая, несмотря на то, что в современном мире полно доступных средств связи. Как бороться с такими пациентами?

Пациент записался на прием, но не пришел и не уведомил о том, что не придет. Ситуация частая, несмотря на то, что в современном мире полно доступных средств связи. Как бороться с такими пациентами?

Можно ли оштрафовать пациента за прогул приема врача


Скорее всего дело не в том, что пациент не мог предупредить клинику, а в том, что он наплевательски относится к договоренностям. Как бороться с такими пациентами? Рассказывает Екатерина Салыгина, канд. юрид. наук, руководитель Юридической мастерской по сопровождению деятельности медицинских организаций, член Ассоциации юристов России.

Иногда клиники вносят в договор условие о штрафе за «прогул», однако органы Роспотребнадзора рассматривают штрафы как условия, ущемляющие права потребителей (ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1),

Можно ли обезопасить медицинскую организацию и не получить претензий со стороны контролирующих органов? Да, это реально.

Из закона мы знаем, что потребитель в любое время имеет право отказаться исполнять договор, но должен оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Причем расходы не любые, а лишь те, которые связаны с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1).

Что в нашей ситуации можно приравнять к «фактически понесенным исполнителем расходам»? Стоимость простоя клиники. Во-первых, аренда помещений стоит денег. Во-вторых, сотрудникам надо платить за работу. Эти расходы клиника не окупит, потому что потребитель отказался от исполнения договора.

Таким образом, законным будет условие договора о том, что в случае неявки без предупреждения, а фактически отказа исполнить договор в части конкретного приема, потребитель обязан оплатить медицинской организации простой в конкретном обоснованном размере. Арбитражные суды указывают, что не находят данное положение в договоре с пациентом «противоречащим действующему законодательству и ущемляющим права потребителей». Подобную формулировку содержит, например, постановление 17-го ААС от 31.03.2016 по делу № А60-44780/2015.


Источник: https://www.zdrav.ru/

menu
menu