Автоматизация экспертизы качества медицинской помощи по «критериям» приказа Минздрава 203н. Часть I. Что можно сделать?

Статья предназначена для коллег – организаторов здравоохранения, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в медицинских организациях. 

В серии статей «Проблемы организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях, порождённые приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н» (Статья № 1Статья № 2Статья № 3) мы обозначили вновь появившиеся трудности в обеспечении внутреннего контроля и пути их преодоления. Были приведены обоснованные решения возникших проблем. Предложены были также и новые локальные учётные формы в системе внутреннего контроля.

Автоматизация экспертизы качества медицинской помощи по «критериям» приказа Минздрава 203н. Часть I. Что можно сделать?


В то же время, с появлением «критериев оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний (состояний)» 3-го раздела приказа 203н существенно возросла роль средств автоматизации. Прежде всего, потому, что их много – 231 набор из 2334 критериев (а будет ещё больше, в разы), и они, по ходу стратегической мысли разработчиков этого документа, ни к чему не привязаны. А во-вторых, при проведении экспертизы оценки качества медицинской помощи по этим критериям образуются солидные массивы данных, вручную обрабатывать которые весьма затруднительно. Поэтому, первое, что требуется сделать в направлении автоматизации экспертной работы в медицинских организациях, это именно обработка и погружение в среду электронных таблиц всех наборов «критериев» 3-го раздела указанного документа, но с «привязкой» ко 2-му разделу с созданием единой системы управляемых параметров процесса оказания медицинской помощи пациенту и с «прицелом» на статистическую обработку данных и их анализ. И сделать это можно по-разному, получив в итоге различные по своим характеристикам продукты. Один из возможных вариантов представлен в настоящей статье. В силу большого объёма материала, статья разделена на несколько частей.


Статья предназначена для коллег – организаторов здравоохранения, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в медицинских организациях. На основе изложенного возможно воспроизвести описанные решения и значительно облегчить процесс экспертизы за счёт автоматизации расчётов и генерации новых локальных отчётных форм в системе внутреннего контроля (Приложений к картам внутреннего контроля) в полуавтоматическом режиме. Для самостоятельного создания средств автоматизации необходимы знания по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье, включая организацию и проведение экспертизы и контроля качества медицинской помощи, а также навыки опытного пользователя ПК (в т.ч. электронных таблиц). Для использования экспертных технологических карт (АЭТК) в практической работе достаточно профессиональных знаний и навыков обычного пользователя ПК.

Представленные здесь решения опираются на авторские технологии, представленные в работах «Технология экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям» и «Управление качеством медицинской помощи по отклонениям», а также на многие другие материалы, опубликованные на сайте Здрав.Биз.


В результате выполнения алгоритма действий, изложенного в серии статей «Проблемы организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях, порождённые приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н», образуется 231 файл Приложения к карте внутреннего контроля для трёхуровневой модели контроля и столько же для двухуровневой с федеральными «критериями» 3-го раздела приказа 203н, а также некоторое количество аналогичных форм с содержанием собственного производства.

Среди последних – формы Приложения к карте внутреннего контроля (также в двух вариантах – для двух-  и трёхуровневой моделей контроля) с усовершенствованными наборами федеральных «критериев» (дополненных необходимыми в управлении параметрами лечебно-диагностического процесса), какие-то недостающие в приказе 203н, но необходимые в работе формы с полностью «своими» управляемыми параметрами лечебно-диагностического процесса, а также несколько более или менее «универсальных» форм для «прочих» случаев. В общем, много. В дальнейшем, их неизбежно будет значительно больше, как за счёт нормотворчества Минздрава, так и по мере удовлетворения собственных управленческих потребностей медицинских организаций.

В формах реализованы авторские технологии, обеспечивающие получение объективных и достоверных сведений о качестве оказываемой пациентам медицинской помощи для целей управления, а сами «критерии» «разведены» на 5 групп по отношению к указанным в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) категориям (выбор и применение методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения ожидаемого результата). По этим пяти группам в процессе экспертизы будут выводиться сводные результаты, отражаемые в основной Карте внутреннего контроля.

«В бумаге» это всё организовать можно и вести реально, однако сложно и трудно. И то, и другое потребует значительных затрат времени и внимания ответственных лиц. А разработчиков медицинских информационных систем (МИС) вряд ли удастся допроситься сделать так, как надо (они откажутся не со зла, а по той же самой причине: сложность задачи, долгая и тяжкая реализация которой не окупится). Что делать? Можно «загнать» в электронные таблицы. Оболочки электронных таблиц позволяют поместить все формы Приложений к карте внутреннего контроля в один файл по единому шаблону и автоматизировать уже привычные вам по нашим прошлым работам процедуры: заполнение «шапок» отчётных форм, произведение расчётов промежуточных и итоговых значений показателей в процессе экспертизы, генерация отчётных форм для печати, формирование массива данных для их учёта и последующей статистической обработки в системе внутреннего контроля.

Задача посильная. Однако, следует учитывать следующие отягчающие обстоятельства: при таком обилии форм без их систематизации работать с громоздким файлом будет не намного проще, чем «в бумаге», и ещё более сложным и очень долгим будет внесение необходимых изменений в структуру всех листов с формами (наш более, чем двадцатилетний опыт разработок в сфере здравоохранения прямо указывает на то, что такая потребность будет возникать регулярно). Кроме того, сочетание относительно стабильного набора «критериев» 2-го раздела приказа 203н с вариабельными «критериями» 3-го раздела этого документа и нерегулярным (где они есть, а где – нет) их использованием требует различных технических решений. Тем более, с учётом собственных управленческих потребностей, закладываемых в «расширенные федеральные» или полностью «свои» наборы «критериев». Таким образом, требуется, помимо непосредственного «погружения» наборов «критериев» в среду электронных таблиц:

  1. Создание удобного расширяемого каталога наборов «критериев»;
  2. Реализация алгоритма выбора нужного набора «критериев» (нужного «наполнения» формы Приложения к карте внутреннего контроля «критериями») при проведении экспертизы;
  3. Обеспечение возможности проводить экспертизу качества медицинской помощи в части «оценки качества медицинской помощи» «по группе заболеваний (состояний)» по укрупнённым показателям непосредственно в Карте внутреннего контроля в случаях отсутствия установленного в медицинской организации Приложения к карте внутреннего контроля с необходимым набором «критериев»;
  4. Выделение самих «критериев» из новых отчётных форм (Приложений к карте внутреннего контроля) с их отдельным размещением по определённому шаблону и автоматической подстановкой в форму выбранного набора;
  5. Выведение полей для ввода данных (экспертных оценок) и расчётных модулей за пределы самих форм для более быстрого и комфортного внесения оценок и профилактики случайного повреждения формул;
  6. Реализация возможности «отключения» неприменимых параметров (для «критериев» с оговариваемыми условиями применения типа «при наличии медицинских показаний», «при отсутствии медицинских противопоказаний» и т.п.);
  7. Объединение генераторов отчётных форм (Карта внутреннего контроля, Приложение к карте внутреннего контроля и Экспертное заключение) в одном файле во избежание необходимости переноса паспортных данных и общих настроек из файла с генератором Карты в файл с генератором Приложения и результатов «оценки качества медицинской помощи» «по группе заболеваний (состояний)» – обратно;
  8. Генерация необходимых отчётных форм (Карта внутреннего контроля, Приложение к карте внутреннего контроля и Экспертное заключение) с фактическими результатами экспертизы и оптимальной разметкой страниц;
  9. Формирование единого массива данных по каждому случаю экспертизы качества медицинской помощи для учёта и статистической обработки результатов проводимых в медицинской организации экспертиз в системе внутреннего контроля.

Всё это оказалось возможным. В следующей части статьи мы опишем и проиллюстрируем «погружение» наборов «критериев» в среду электронных таблиц, создание каталога и генератора отчётной формы Приложения к карте внутреннего контроля с автоматизированным выбором его «наполнения» необходимым набором «критериев». Оставайтесь с нами!

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский


Ссылка на оригинал: http://www.zdrav.biz/

menu
menu