Алексей Малый: Экономика здравоохранения должна быть особенно эффективной

Активисты Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент России Владимир Путин, всё чаще обращают внимание на вопросы здравоохранения, на собственном опыте выясняют истинное положение дел. На что вправе рассчитывать гражданин, застрахованный в системе обязательного медицинского страхования, и что на самом деле он получает?

Алексей Малый: Экономика здравоохранения должна быть особенно эффективной


Активисты Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент России Владимир Путин, всё чаще обращают внимание на вопросы здравоохранения, на собственном опыте выясняют истинное положение дел. На что вправе рассчитывать гражданин, застрахованный в системе обязательного медицинского страхования, и что на самом деле он получает? Часто мы видим серьёзную разницу между публично заявленными гарантиями и реальными возможностями.

Здоровье людей - это самый драгоценный и надёжный капитал, предмет гордости и неотъемлемая составляющая благосостояния государства. Здоровый человек – это хороший работник, и поскольку именно люди создают всё, что составляет валовой внутренний продукт, их здоровье и работоспособность заслуживают самого пристального внимания государства. Сохранение и укрепление здоровья граждан должно стать основной стратегической целью, национальной идеей, объединяющей всех - государственные структуры, общественные и политические институты, обычных граждан.

В начале 2017 года задачу такой интеграции на площадке Общероссийского народного фронта поставила Ассоциация заслуженных врачей Российской Федерации, выступив с инициативой формирования в стране народной стратегии охраны здоровья и медицины народного доверия, сущность которой - признанная всем обществом эффективная и безопасная национальная система охраны здоровья, основанная на уважении и защите интересов, чести и достоинства граждан.

Система здравоохранения в значительной степени влияет на качество жизни россиян, повышение которого является актуальнейшей повесткой ОНФ. Проблемы здравоохранения были и остаются самыми важными её темами. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мае текущего года, самой проблемной темой после низких зарплат и состояния экономики является здравоохранение.

Система обязательного медицинского страхования в одинаковой степени волнует и пациентов и медиков. Пациенты фактически остаются безучастны к ситуации в здравоохранении, не понимают куда и на что идут их страховые взносы и почему обещанные государством доступность и качество медицинской помощи оборачивается по факту отсутствием и того и другого. Граждане по-прежнему экономически не защищены и никак не участвуют в управлении и контроле стоимости предоставляемых медицинских услуг, их количества и качества. Несмотря на все декларации о бесплатности медицинской помощи, в здравоохранении наблюдается социально опасный перекос в сторону увеличения количества платных услуг. Известно, что только легальные платежи в системе здравоохранения в 2016 году составили более 500 миллиардов рублей, доля "серых" платежей - еще около 150 миллиардов рублей. Кроме того, около 800 миллиардов рублей население потратило в 2016 году на покупку лекарств.

Обязательное медицинское страхование является одной из самых проблемных и обсуждаемых тем в медицинском сообществе. Откровенно низкие и несбалансированные тарифы, бесконечные проверки и грабительские штрафы страховых компаний, оценка не эффективности лечения, а соблюдения многочисленных формальных процедур - вот основные, но не единственные жалобы медицинских работников на систему страхования.

В чем причина того, что главные участники отношений в системе обязательного медицинского страхования, врачи и пациенты оказываются заложниками сложившейся ситуации?

Система здравоохранения находится в состоянии постоянного  реформирования, попытки улучшить состояние отрасли отражаются в различных организационных решениях. Однако, исключительно ими изменить ситуацию не удаётся. Проблема недофинансирования не решается, и если за организационными не следуют экономические решения - всё сваливается в финансово-дефицитный бюджет ОМС, наполнить который до нужной отметки не получается, поскольку размер страховых взносов и платежей недостаточен, и базовый принцип социального (медицинского) страхования, как следствие, нарушается.

Сегодня система ОМС, а точнее сказать порядок финансирования медицинского обеспечения, кардинально отличается от первоначальной задумки. В результате многократных трансформаций система ОМС фактически не отвечает ни одному из правил её устройства и, по сути, является имитационной.

Развитие здравоохранения неразрывно связано с модернизацией медицинского страхования, которое должно соответствовать экономическим и социальным вызовам. Несомненно, в основе должна быть понятная модель, реально обеспечивающая доступность и высокое качество медицинской помощи населению, с прозрачными правилами «игры», соблюдаемыми всеми сторонами. Медицинское страхование должно обеспечивать баланс интересов главных участников этих отношений. При этом граждане не должны оставаться безучастными, сторонними наблюдателями, а вовлекаться в качестве активных участников общественных отношений через экономические механизмы стимулирования. Такая система должна формировать и развивать ответственное отношение граждан к своему здоровью, мотивировать на здоровый образ жизни.

Медицинское страхование как базис экономики здравоохранения нуждается в серьезной корректировке: накопилось большое количество проблем и противоречий. Что и как предстоит сделать для их разрешения - вопрос повестки Общероссийского народного фронта.


Экономика должна быть эффективной. Особенно в здравоохранении.


По мнению большинства экспертов, главная проблема современного здравоохранения заключаются в недостатке финансирования. Вторая проблема, которая озвучивается не так явно - в эффективности использования средств. В условиях жесткого дефицита, о чем чаще всего заявляют руководители медицинских учреждений, траты должны быть обоснованными, рациональными и предельно экономными.

Куда и как расходуются деньги медицинских учреждений? Активисты ОНФ выявили системные «особенности» в сфере закупок, в частности:

- Закупки лекарственных средств и расходных материалов по ценам, значительно превышающим возможный минимальный уровень. И при этом заказчиками не предпринимаются какие-либо меры по поиску более дешевого предложения и снижению цены, как то анализ реестра контрактов или запрос цены у производителей.

- Более трети (34,7%) поставщиков, по данным анализа закупок всех субъектов ЦФО, это «уникальные» компании, которые работают исключительно с одним заказчиком. В Московской области в 2015 году таких компаний было 43,9%. При этом, назвать уникальной продукцию, которую они поставляют, сложно – это вполне заурядный перечень, удовлетворяющийся потребности любого лечебного учреждения. Эти поставщики - не производители или дистрибьюторы федерального уровня, но именно у таких «уникальных» поставщиков осуществляются закупки на регулярной основе и далеко не по минимальным ценам.

Закономерно, что при закупке у единственного участника снижение начальной максимальной цены контракта часто составляет 0% или снижается незначительно. Блокирующие позиции, хитроумные ТЗ, сомнительные (возможно, подложные) коммерческие предложения для НМЦК и иные характерные признаки – все это тоже присутствует.

Каждое из указанных обстоятельств в отдельности, казалось бы, не является явным нарушением законодательства. Однако их совокупность дает возможность осуществлять закупки у нужных поставщиков, без конкуренции и по максимальной цене.

Мы не говорим сейчас про действия поставщиков, картельный сговор и удержание цены - всё это в компетенции ФАС. Вопросы возникают к руководителям, действия которых никак не вяжутся с принципами эффективной экономики. Что это - элементарная безграмотность и непрофессионализм руководителей медучреждений? В таком случае это вопросы к тому, кто подготовил и назначил таких руководителей. Или все-таки есть какой-то скрытый финансовый интерес? Тогда это поле деятельности не институтов общественного контроля, а правоохранительных органов.

Активисты и эксперты Общероссийского народного фронта намерены провести большую аналитическую работу по изучению обоснованности трат медицинских учреждений и чистоты закупок с тем, чтобы разобраться, почему цены на одни и те же расходные материалы отличаются в разных учреждениях в разы. Почему при всей очевидности и возможности купить дешевле, (такие контракты и поставщики есть в реестре контрактов в свободном доступе), покупается дороже? Какие технические уловки используют нечистые на руку заказчики, чтобы купить у своей компании? Почему, когда в рамках одного МНН есть недорогой препарат, покупается дорогостоящий?

Тяжелейшее финансовое положение отрасли, где на счету каждая копейка, где заработные платы «растут» за счёт сокращения кадров, не хватает врачей, не хватает лекарств, а сотни медицинских учреждений закрываются вследствие оптимизации и недостатка финансирования, требует предельного внимания к происходящему в экономике отрасли. На данный момент система ОМС является предметом живых дискуссий на рабочих совещаниях ОНФ с ведущими экспертами, участниками отношений медицинского страхования и заинтересованными сторонами. Региональным отделением ОНФ в Московской области готовится программа практических действий, в том числе организация круглого стола с приглашением ответственных руководителей системы здравоохранения, активистов и экспертов ОНФ.


Источник: http://viperson.ru/

menu
menu