Проблема здорового образа жизни и необходимость психологических служб в онкологических диспансерах

Проблема формирования здорового образа жизни приобрела сегодня особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности России.

Проблема здорового образа жизни и необходимость психологических служб в онкологических диспансерах


Проблема формирования здорового образа жизни приобрела сегодня особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности России. Забота о здоровье выдвигается в качестве главного приоритета, о чём свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье».

Цели и задачи проекта включают укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактической направленности здравоохранения, удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
 
 Основные усилия, предпринимаемые сегодня, направлены на профилактику алкоголизма, курения, наркомании – зависимостей, приносящих человеку и обществу вред. С принятием федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и запрете курения в общественных местах повысилась необходимость проведения бесед о здоровом образе жизни среди пациентов медицинских учреждений.  В связи с этим возник вопрос об эффективности профилактических бесед и бесед о вреде курения среди пациентов чей стаж курильщика превышает 20 лет. Люди всегда отрицательно относятся к любым нововведениям и запретам, а в условиях стресса, связанного с тяжелым заболеванием практически невозможно отказаться от курения. Когда больному человеку говорят о том, что он жил неправильно и нанес вред своему здоровью курением, алкоголем, не здоровым образом жизни ответом выступают такие защитные механизмы как отрицание, вымещение, желание переложить вину на окружающих, игнорирование и избегание неприятной информации. Естественной реакцией становится агрессия в отношении тех, кто учит. Сложно и тяжело для психики заболевшего принять на себя ответственность за свое состояние. Стресс вызванный психологическим давлением соматизируется пациентом, возникает необходимость в дополнительной медицинской помощи.

Особенно остро этот вопрос стоит среди пациентов онкологических диспансеров, вследствие отсутствия специализированной психологической помощи, недостатка программ социально-психологического сопровождения, а также изучения проблем организации, влияния психологической помощи со стороны среднего медицинского персонала, что в свою очередь, сказывается на качестве и продолжительности жизни онкологических больных. 
 
Чтобы оценить качество и эффективность профилактических бесед и бесед о здоровом образе жизни среди пациентов с онкологическими заболеваниями, а также выявить необходимость психологической помощи в онкологических стационарах, нами было проведено исследование на базе Новокузнецкого онкологического диспансера.

 Целью исследования явилось изучение потребности в просветительной, профилактической работе среди пациентов с онкологической патологией разной локализации и стадии развития, необходимости и эффективности проведения бесед о здоровом образе жизни в существующем формате, необходимости психологической службы в онкологических диспансерах.
 
Выборку исследования составили пациенты ГБУЗ НКОД, отделения торакальной, общей хирургии, отделения химиотерапии в количестве 70 человек.

Были использованы следующие методы:
1) Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы 
2) Эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение.
3) Статистические методы: математическая обработка результатов в программе SPSS 19.
 
Учитывая современные концепции психологии здоровья (В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров), программы социальной работы с населением по профилактике здорового образа жизни, для реализации цели нами была разработана анкета, включающая в себя как открытые, так и закрытые ответы. По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы. 66% респондентов не удовлетворены качеством и объемом предоставляемой информации, 54% пациентов не интересуют предлагаемые темы беседы, 92% пациентов хотят получать ответы на интересующие их вопросы своевременно. Беседы о вреде курения, алкоголя, о здоровом образе жизни вызывают раздражение у 28% испытуемых, неприятие у 54%, равнодушие испытывают 60% респондентов. У 88% пациентов возникает ощущение бессмысленности, бесполезности бесед и лишь 36% проявляют интерес к беседам. 100% респондентов согласны, что нужно изменить формат и переформулировать темы бесед. Помимо предложенных нами тем в анкете, испытуемые предложили свои варианты бесед, которые могли бы их заинтересовать это – «Интересная физкультура», «Полезные и вкусные продукты», «А я смогу бросить курить?», «Почему я курю?», «Улучшение качества жизни в условиях болезни». 92% респондентов считают, что беседы должен проводить специалист – психолог, способный грамотно предоставить информацию, показать преимущества, мотивировать на здоровье, борьбу с болезнью. 88% испытуемых нуждаются в психологической помощи, поддержке и обратились бы за консультацией к психологу, при наличии такового в онкологическом диспансере.  Пациентами были названы различные варианты психологической помощи, которую они хотели бы получить, среди них такие как: понятие проблемы и способы ее решения –34% пациентов, преодоление болезни – 46%, адаптация в быту –50% испытуемых, настрой на выздоровление, снятие стресса, депрессии, повышение самооценки, консультирование – 72%, моральная поддержка –100% респондентов. Респонденты считают необходимым получать наглядную, интересующую их информацию на стендах учреждения. В анкете было предложено организовать стенд «Уголок психолога» где будут следующие рубрики – «вопрос –ответ» (для осуществления обратной связи с пациентами), «помогите», «как с этим жить? «телефон доверия» а также дать свои варианты рубрик. 100% пациентов ответили утвердительно по этому пункту и предложили свои варианты, которые касались вопросов о заболевании, питании, физической нагрузке, проведении досуга и творчестве.
 
88% пациентов утвердительно ответили на вопрос о необходимости психолога в онкологическом диспансере, 78% пациентов готовы воспользоваться телефоном доверия. 
 
В ходе проведения бесед и наблюдения нами были сделаны следующие выводы. Большинство пациентов предоставлены сами себе. У медицинского персонала, в силу большой нагрузки, не хватает времени на беседы и поддержку пациентов. Информация, предоставляемая сотрудниками диспансера представляется им скудной, небольшого объема, не интересной, вызывающей раздражение. Многие пациенты говорят о том, что заболели несмотря на то, что не курили и вели здоровый образ жизни и поэтому считают профилактические беседы бесполезными. Люди испытывают раздражение от недостатка информации о заболевании.

Большинство пациентов считают необходимой психологическую помощь и поддержку и хотели бы посещать психолога. При объяснении сути анкетирования оживлены, любопытны, заинтересованы, задают много вопросов, воспринимают общение с ними как заинтересованность здоровьем каждого из них лично. В результате проведения бесед установлено, что психологическая помощь и консультирование в стационаре необходимы. 
 
Таким образом, учитывая вышеизложенное, медицинский работник должен в первую очередь, сам проникнуться философией здоровья для того, чтобы формировать у людей мотивацию на борьбу с вредными привычками и здоровый образ жизни, что является проблематичным, учитывая большую загруженность медицинского персонала и отсутствие психологических служб.

Процесс просвещения – это активный процесс, предполагающий участие пациента.  Необходимо максимально информировать пациента любого возраста, пола, национальности, социального и экономического положения, пациент должен хорошо понимать взаимосвязь между своим поведением и здоровьем. 
 
Пациент приходит в кабинет врача, чтобы излечиться. Изменить все поведение коренным образом сразу – непосильная задача для многих. Важно определить приоритеты, а психолог может помочь найти причины зависимости, обозначить проблемы и возможные пути их решения. 
 
Создание психологических лабораторий в онкологических диспансерах позволит усовершенствовать меры профилактической работы с пациентами стационара, разработать обучающие программы для адаптации пациентов вне условий стационара.

Программа обучения пациентов должна быть гибкой, адаптированной к его индивидуальным потребностям.
 
В обучении пациентов необходимо основываться на том, что люди предпочитают получать информацию о профилактике и факторах риска именно из бесед с медицинскими работниками. Но из-за существующих ныне проблем в здравоохранении, из-за определенной подачи, навязывания этой информации и превосходствующей позиции медиков, у пациентов не остается другого выбора, как обратиться к интернету, средствам массовой информации, книгам.

Процесс просвещения пациента должен содержать не только пополнение знаний, но и конкретный план изменений и цели. Работа психолога, обучение пациентов, консультирование, подключение службы телефона доверия являются основой для качественной дальнейшей жизни пациента. 
 
Список литературы:
 
1.Костюк И. П. Профилактика онкологических заболеваний [WWW документ]: основы онкологии г. Ленинград 2015 год / И. П. Костюк. – Режим доступа: http://www.lood.ru/essentials-of-oncology/prevention.html
2. Левандовский, И. В. Руководство по профилактической медицине. Рекомендации по психической помощи онкобольным [Текст] / И. В. Левандовский. -  М. : Медицина, 1995. - 120с.
3. Медицинские новости. Помощь онкологическим больным. [Электронный ресурс] // ЮпокомИнфоМед. - http://www.mednovosti.by
4. Напалков Н.П. Реабилитация онкологического больного [Текст]  / Н. П. Напалков. - Л. : Ленуприздат, 1979. – 150с.
5. Романникова М. В. Пофилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни  [WWW документ]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов 2009 год / М.В. Романникова. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/profilaktika-tabakokureniya-kak-faktor-formirovaniya-tsennosti-zdor...
         6.Саймонтон К., Саймонтон, С. Психотерапия рака [Текст] / К.Саймонтон, С. Саймонтон. – СПб.: Питер, 2001.- 288 с.         
         7. Психология здоровья: учебник для ВУЗов / Под редакцией Г.С.Никифорова. – СПб.. Питер, 2006. – 607 с.
8. Финангетова Н. В. Психологические ресурсы в профилактике рецидивов при онкологических заболеваниях  [WWW документ]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук г. Санкт-Петербург 2010г /  Н. В. Финангетова. –Режим доступа:http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_1_6/nomer/nomer06.php

Источник: https://vrachirf.ru/

menu
menu