ГК 4П

«Дочка» Внешэкономбанка предлагает инвесторам заработать $10 млрд на революции в превентивной медицине

«Дочка» Внешэкономбанка предлагает инвесторам заработать $10 млрд на революции в превентивной медицине

Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка планирует к 2018 году построить за 1,4 млрд рублей IT‑платформу, способную объединить основных поставщиков и потребителей медицинских услуг. Информационная система, по замыслу авторов, должна стать национальным оператором «персонализированного ведения здоровья». Генерировать выручку гигантский стартап собирается из двух источников: потребителям будут предлагаться упакованные в страховые программы медицинские и оздоровительные мероприятия, а поставщикам товаров и услуг – доступ к пациентской аудитории. Как выяснил Vademecum, сейчас ФЦПФ разыскивает инвесторов и партнеров для запуска и развития проекта. Соучастникам, в числе которых ФЦПФ уже видит ФМБА, Сбербанк, ГК «Ташир», «Яндекс» и многих других потенциальных интересантов, инициатор затеи уже через пять лет обещает капитализацию компании‑оператора на уровне $10 млрд.

ГК 4П


В распоряжение Vademecum попала презентация проекта по созданию в России национального оператора так называемой 4П – персонализированной, партисипативной, превентивной и предиктивной – медицины. Генератором идеи выступает «дочка» госкорпорации «Внешэкономбанк» – ОАО «Федеральный центр проектного финансирования». В планах ФЦФП – создание IT‑системы, к которой, помимо конечных потребителей услуг, будут подключены все так или иначе причастные к охране здоровья организации. В этой сети, по замыслу проектировщиков, должны оказаться не только клиники и диагностические лаборатории, фитнес- и велнес‑центры, пациенты и их работодатели, но и страховщики, разработчики IT-решений и создатели онлайн‑сервисов.

Авторы надеются, что проект, на старте требующий, по их расчетам, 1,4 млрд рублей инвестиций, уже через пять лет станет международной компанией с капитализацией более $10 млрд. Цифра, если учесть, что, например, «Яндекс» по состоянию на 16 августа 2017 года оценивался инвесторами всего в $9,8 млрд, странная. Однако подлинность презентации и намерений ФЦПФ подтвердили источник, близкий к Внешэкономбанку, и три игрока профильного рынка, которым предлагали соучастие в проекте. На запросы Vademecum ни в ВЭБе, ни в ФЦПФ не ответили.

ОТПЕЧАТКИ «П»

Как выяснил Vademecum, создать IT‑интегратора в здравоохранении «дочка» ВЭБа задумала еще в 2015 году. В качестве консультанта ФЦПФ выбрал немецкую консалтинговую компанию Roland Berger – на проведение «исследований, направленных на поиск перспективных проектов для участия ОАО «ФЦПФ» и привлечения инвесторов в реализацию проектов» заказчик выделил 110 млн рублей. «Центр искал ниши, которые востребованы на международном уровне, но пока не заняты в России. Было понятно, что концепция «4П‑медицины», популярная в мире, через несколько лет будет востребована и у нас, – рассказывает бывший сотрудник ФЦПФ. – Идеологом медицинской составляющей проекта стал академик Михаил Пальцев, который много лет занимался этой темой, в частности, представлял Россию в Европейской ассоциации предиктивно‑превентивной и персонализированной медицины. Мы начали взаимодействовать с IT‑провайдерами, подключили к этому процессу ФМБА, у которого тоже были научные и практические наработки по теме персонифицированной медицины и инфраструктура».

ФМБА действительно увлеклось в то время персонифицированной медициной. Интерес агентства к развитию этого нынче модного направления глава ФМБА Владимир Уйба подтверждает в своем авторском материале, опубликованном на страницах издания «Медицина экстремальных ситуаций». Ссылаясь на стратегию развития медицинской

науки в РФ до 2025 года, Уйба пишет, что персонифицированная медицина позволит «повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность российского здравоохранения», а также снизить стоимость медуслуг и исключить заведомо неэффективные процедуры. Так в учреждениях ФМБА стали открываться кабинеты и отделения превентивной персонализированной медицины, и только в 2015 году для них были подготовлены 60 врачей – они прошли специальный образовательный курс в Федеральном медицинском биофизическом центре им. А.И. Бурназяна ФМБА России. В агентстве подтвердили свои намерения «стать активным участником процесса формирования и внедрения концепции 4П на государственном уровне».

Что придумали в ФЦПФ с помощью медицинских и финансовых консультантов? Судя по презентации, на рынок планируется вывести продукт, схожий с популярными сегодня страховыми программами от критических заболеваний. Сначала клиент проходит комплексную диагностику, включая геномный тест, эти данные заносятся в его «маршрутную карту здоровья». Далее (и за отдельную плату) потребитель получает набор медицинских и сопутствующих услуг, а также онлайн‑доступ к «истории здоровья», напоминания о приеме лекарств и чекапах. При необходимости клиент сможет рассчитывать на дорогостоящее лечение – расходы покроет оператор 4П.

Помимо платежей от физлиц и их работодателей, платформа, по замыслу инициаторов проекта, будет получать средства от поставщиков услуг – абонентскую плату и некую сумму за каждого направленного к ним клиента. Взамен «подписчики» получат возможность зарабатывать не только на предоставляемых ими услугах, но и на отчислениях за каждого из своих клиентов, вошедших в систему. Онлайн‑сервисы и IT‑разработчиков платформа должна привлечь доходом от кросс‑продаж и получением доступа к сведениям о здоровье всех пользователей системы. Страховщикам же и фармкомпаниям, считают авторы проекта, будет достаточно консолидированных данных о пользователях сервиса, возможностей получить новых клиентов и удержать старых.

МЕЖБАНКОВСКИЕ ПЕРЕВОДЫ

Амбициозный стартап, вероятно, взлетел бы тогда же, в 2015‑м, если бы не смена команды в ФЦПФ, случившаяся вслед за кадровыми обновлениями в ВЭБе. В своем ежегодном, а в тот раз – антикризисном, послании Федеральному Собранию президент Путин заметил, что многие институты развития «превратились в настоящую помойку для плохих долгов». Ни для кого не секрет, что ВЭБ с активами в 3,6 трлн рублей всегда считался флагманским «институтом развития», затапливать который было бы опасно, а вот перенастроить навигацию и обновить команду, наверное, стоило. В феврале 2016‑го ФЦПФ покинула отвечавшая за проекты социальной инфраструктуры управляющий директор Екатерина Мелешко, которая сегодня не захотела комментировать для Vademecum свое участие в создании «оператора 4П‑медицины». Академик Пальцев подтвердил, что занимался проектом в качестве члена экспертного совета ФЦПФ, но с тех пор, как в центре сменилось начальство, от участия в нем отстранился.

Председателем ВЭБа стал Сергей Горьков, прежде около 10 лет проработавший в Сбербанке. Ключевые позиции в ВЭБе и его «дочках» заняли еще несколько бывших топ‑менеджеров Сбера, в частности – Вячеслав Синюгин, ставший и. о. гендиректора ФЦПФ и советником Горькова. И потому нет ничего удивительного в том, что Сбербанк в нынешней презентации «оператора 4П‑медицины» значится одним из потенциальных инвесторов. На момент подготовки материала подтвердить Vademecum эти планы в Сбере не смогли.

В числе возможных инвесторов проекта заявлены также «Яндекс», сооснователь «Тим Драйва» Леонид Меламед, бизнесмен Александр Мамут, чья A&NN Investments вкладывается сейчас в многопрофильную клинику премиум‑класса в Москве, а также ГК «Ташир» Самвела Карапетяна. И хотя представители перечисленных в презентации компаний воздержались от комментариев инициативы, интерес как минимум одного из них к медицинскому IT‑проекту известен. В конце июля нынешнего года управляющий партнер «Ташир Медики» Арсен Галстян рассказывал «Ведомостям» о том, что его компания планирует не только вложить до 15 млрд рублей в госпиталь на территории международного кластера в «Сколково»и до 12 млрд рублей – в сеть диагностических центров, но и начать работать с big data в медицине.

Другие потенциальные партнеры «оператора 4П‑медицины» – онлайн‑сервисы и разработчики информационных систем, например, DocDoc, служба для вызова врачей на дом Doc+, занятые в индустрии здравоохранения страховые компании СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Ингосстрах». Сейчас, по информации Vademecum, представители ФЦПФ продолжают проводить встречи с инвесторами и поставщиками услуг. «Мы пока не вошли в проект и хотя не подписывали соглашение о неразглашении информации, комментировать его официально не можем», – пояснил Vademecum основатель одного из онлайн‑сервисов. Знакомый с презентацией топ‑менеджер столичной сети клиник рассказывает о том, что ФЦПФ предлагает возможным партнерам жесткие условия вхождения в проект, касающиеся формата взаимодействия с платформой действующего медицинского бизнеса инвестора. Официальный представитель группы «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук отказался комментировать готовность компании войти в проект ФЦПФ, заметив лишь, что в настоящее время страховщик ведет большое количество переговоров, связанных с новыми IT‑проектами. «Есть несколько потенциальных инвесторов, готовых включиться в работу. О документальном соглашении говорить пока рано», – сообщили в ФМБА.

Так или иначе, в презентации четко обозначены все вехи рождения «4П‑платформы», которая к началу 2018‑го должна заработать в тестовом режиме. В первые три года в IT‑систему необходимо будет инвестировать как минимум 750 млн рублей, затраты на маркетинг авторами презентации оцениваются в 660 млн рублей на пять лет. В конце 2021 года компания‑оператор должна, по расчетам ФЦПФ, показать рентабельность по EBITDA в 16% и «выйти на окупаемость». Сама «дочка» ВЭБа, задача которой получить финансирование от госкорпорации и привлечь соинветоров, рассчитывает на выход из проекта уже во второй половине 2018 года.

ПРИКРУТИЛИ ПРЕВЕНТИВНОСТЬ

Интерес ФЦПФ к превентивной и персонализированной медицине объясним. В последнее время это направление приобретает все большую популярность – как среди клиник, так и онлайн‑сервисов, которые помимо телемедицинских консультаций развивают системы личных кабинетов пациентов с возможностью хранения, передачи, а в перспективе – и анализа медицинской информации. Однако для строительства IT‑платформы, обслуживающей поставщиков и потребителей услуг «4П‑медицины», считают игроки рынка, комфортные условия пока не сложились. Рынок, на который ориентирован этот проект, очень мал и сегментирован, говорит управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин: «В данном случае речь идет сразу о нескольких группах – пациенты, страховые компании, работодатели и провайдеры – клиники, профильные IT-компании. При этом непонятно, кто из них является ключевым заказчиком. У большинства пациентов нет ни времени, ни денег на то, чтобы заниматься профилактикой. Соответственно, клиники рискуют не получить большого потока новых клиентов. Страховые компании, конечно, заинтересованы в снижении издержек, но и они заключают договоры ДМС на год, максимум на три, а так быстро эффект от превентивной медицины не проявится».

Сегмент ДМС действительно растет незначительно: в 2016 году, по данным ЦБ РФ, страховщики собрали 137,8 млрд рублей премий – на 6,9% больше, чем в 2015 году. Страхование от критических заболеваний, особенно онкологических, утверждают участники рынка, показывает более убедительную динамику, но эта ниша не сравнится по объемам с рынком ДМС. СК «ВТБ Страхование», зашедшая в сектор «критических заболеваний» одной из первых, в первом полугодии 2017 года продала 280 тысяч таких полисов – на 15% больше аналогичного показателя 2016 года. «Традиционно классические полисы ДМС не покрывают риски, связанные с критическими заболеваниями, а также не предусматривают прохождение чекапа. Для этого существуют отдельные специальные программы, которые стоят дешевле, чем полисы ДМС, – говорит первый замгендиректора компании «ВТБ Страхование» Олег Меркулов. – Поэтому программы на случай диагностирования онкологических и других серьезных заболеваний пользуются очень большой популярностью. Причем их могут купить не только корпорации для своих сотрудников, но и частные лица».

Может быть, поэтому и к созданию специализированной IT‑платформы Меркулов относится с интересом: «Мы внимательно изучаем такие возможности и уже в ближайшее время предложим рынку несколько новых продуктов». Позицию страховщика разделяет гендиректор Ondoc Александр Константинов, компания которого самостоятельно занимается интеграцией клиник, страховых компаний и пациентов – пока в сфере удаленных консультаций и хранения медицинских данных.

Наибольшее недоумение у экспертов и участников рынка вызывает заявленный ФЦПФ масштаб IT‑платформы. У каждого потенциального участника проекта действует собственная информационная система, между собой их интегрировать крайне сложно, на решение такой задачи потребуется два‑три года, говорит Константинов: «Да, продукт актуален для рынка, сейчас формируется тренд на персонализированную медицину, наверняка концепция «4П‑медицины» будет интересна – и клиникам, и пациентам. В то же время заявленный объем стартовых инвестиций выглядит избы‑ точным – хорошую платформу можно сделать и за половину этой суммы». Но и тут однозначного ответа на вопрос о времени и деньгах нет: достаточно вспомнить долгострой ЕГИСЗ, поглотившей за последние шесть лет почти 40 млрд рублей инвестиций, но так ничего толком и не объединившей.

Впрочем, как считает управляющий директор инвесткомпании VIY Management Дмитрий Шицле, с раз‑ витием «4П‑медицины» рынку все равно потребуется мощный интегратор: «Постепенно все больше и больше медицинских компаний будут внедрять персонализированные услуги, тот же чекап в последнее время стал довольно популярной услугой. «4П‑медицина» обладает хорошим потенциалом для привлечения инвестиций. Сегодня мы видим много проектов, имеющих связь с этой идеологией, но, к сожалению, полноценных структурированных примеров пока нет». Перспективы «4П‑оператора» теоретически видит и Юрий Нехайчук из «АльфаСтрахования»: «Современные IT‑системы, позволяющие накапливать данные, контролировать состояние здоровья пользователя, частоту чекапов, медицинские назначения, выписку и реальную продажу лекарств и многое‑многое другое – вплоть до передачи в них регистрационных сведений о рождении и смерти человека, уже создаются в Европе и США. Но создатели такого проекта должны понимать, что им придется работать с массивами персональных данных, историями болезни огромного числа россиян, их нужно будет хранить, за них придется отвечать».

Источник
Vademecum №14, 2017
Подробнее: 
https://vademec.ru

menu
menu