Расходы на нацпроекты по демографии и здравоохранению превысят ₽5 трлн

Правительство потратит на четыре национальных социальных проекта 6,6 трлн руб.: 1,5 трлн руб. на «Здравоохранение», 3,8 трлн руб. на «Демографию», 800 млрд руб. на «Образование» и около 546 млрд руб. на «Науку».

Расходы на нацпроекты по демографии и здравоохранению превысят ₽5 трлн [1]

Предварительные расчеты правительства показали, что на реализацию национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования и науки понадобится 6,6 трлн руб., рассказала Татьяна Голикова


Четыре проекта



Правительство потратит на четыре национальных социальных проекта 6,6 трлн руб.: 1,5 трлн руб. на «Здравоохранение», 3,8 трлн руб. на «Демографию», 800 млрд руб. на «Образование» и около 546 млрд руб. на «Науку». Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова на селекторном совещании с регионами 6 июля, передает корреспондент РБК. Голикова подчеркнула, что эти цифры, как и другие оценки расходов на реализацию нацпроектов, носят предварительный характер, поскольку формирование бюджета на 2020 и 2021 годы не завершено, как и согласование шестилетних параметров нацпроектов.

Правительство разрабатывает национальные проекты по указу президента. «Они [нацпроекты] будут содержать целевые показатели. Целевых показателей не должно быть много», — заявила Голикова.

Нацпроекты будут состоять из федеральных проектов, в которые войдут и уже действующие приоритетные проекты. На базе федеральных составляющих, в свою очередь, сформировать свои документы с целевыми показателями должны будут регионы. 4 июля правительство направило в регионы методические рекомендации подготовки таких документов, рассказала Голикова. Особое внимание власти планируют уделить показателю смертности населения, так как он, в свою очередь, влияет на достижимость целевого показателя продолжительности жизни.



Здравоохранение



Среди федеральных проектов в сфере здравоохранения Голикова отметила программу увеличения доступности первичной медпомощи (поликлиники, амбулатории, кабинеты врачей, скорые и т.д.) в отдаленных районах, по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями и программу по подготовке и привлечению медицинских кадров.

Для выполнения программы по увеличению доступности первичной помощи правительство планирует в первую очередь строительство и модернизацию медицинской инфраструктуры на селе. В малонаселенных пунктах должны быть построены и открыты фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) и врачебные амбулатории. Для тех населенных пунктов, где невозможно создать такую инфраструктуру, должны быть приобретены мобильные медицинские комплексы и организованы выездные медицинские бригады.

Отличием федеральных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией от других подобных в здравоохранении является то, что они предусматривают разработку программ, включающих не только модернизацию инфраструктуры, но и мероприятия по их профилактике и выявлению, рассказала Голикова. При этом в рамках «онкологической» программы предусмотрен межбюджетный трансферт в Федеральный фонд ОМС для увеличения тарифа на оказание онкологической помощи, тогда как для программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями этого не предусмотрено, отметила Голикова. Позже в пресс-службе вице-Позже в пресс-службе вице-премьера РБК пояснили, что рост бюджетных ассигнований на тарифы по оказанию медицинской помощи предусмотрен трехкратный — с 320 тыс. до 956 тыс. руб​.

На здравоохранение выделили достаточно большую сумму, заметила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Но, прежде чем добавлять деньги, хотелось бы понимать цели и средства их достижения. Например, в системе здравоохранения вложения в стены, строительство ФАПов и т.д. менее эффективны, чем те же вложения в технологии и компетенции», — указала она.



Демографический проект



Демографический нацпроект состоит из пяти частей, указала Голикова. Поддержка семей и увеличение рождаемости, создание мест в яслях для детей до трех лет, поддержка и формирование здорового образа жизни, отдельная программа инвестиций и модернизации спортивной инфраструктуры, а также проект «Старшее поколение», направленный на социализацию и поддержку старшего поколения.

По ее словам, федеральный проект поддержки пожилых граждан будет подразумевать интеграцию ​«медицинской и социальной составляющих», с тем чтобы им было проще получить медицинскую помощь и вести активную жизнь. «Это также потребует развития направления в здравоохранении — гериатрии (раздел медицины, изучающий болезни и их лечение у людей пожилого возраста. — РБК) — и создания в медицинских организациях гериатрических отделений, подготовку врачей-гериатров, применение мультидисциплинарного подхода», — отметила Голикова.



Наука и образование


При реализации нацпроекта по образованию Голикова попросила регионы не ограничиваться «только созданием мест в школах и количеством закупленного оборудования», а сосредоточиться на «качественных показателях», которые будут характеризовать систему обучения в школ​​ах и училищах. Она подчеркнула, что эти же требования будут предъявлены и к региональным вузам.

Проект должен быть направлен на раннее развитие детей, выявление талантливых детей и развитие их возможностей, указала вице-премьер. «Выявленные талантливые дети должны получить дальнейшую поддержку и сопровождение, включая их участие в олимпиадах, профессиональное развитие и трудоустройство», — сообщила Голикова. Еще одна задача проекта, на которую обратила внимание чиновник, — развитие наставничества. «И здесь важна поддержка наставников, в первую очередь среди лиц предпенсионного возраста», — заметила она.

Озвученные направления развития — это компромисс, к которому пока пришло правительство в результате переговоров с самыми разными агентами влияния, заметил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он отметил, что Голикова ни слова не сказала о проекте «Цифровая школа», но предположил, что причина в том, что формально это направление не является социальным, а войдет в проект «Цифровая экономика».

В проект следовало бы добавить направление по обучению людей старшего возраста, отдельно заметил Реморенко. «Я в курсе, что в нацпроекте «Демография» есть раздел, посвященный пожилому человеку, но, на мой взгляд, социальная поддержка и образование — это предельно разные вещи», — указал он. По его мнению, если правительство хочет видеть востребованных на рынке труда людей старшего возраста, то должно отдельно прописать программу по развитию сферы обучения для них.

Авторы: Полина Звездина, Наталья Демченко.

Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru

menu
menu