Правительство одобрило проект Концепции развития ранней помощи детям до 2020 года
Проект Концепции развития ранней помощи детям группы риска, детям с инвалидностью или генетическими нарушениями в Российской Федерации на период до 2020 года разработан Министерством труда и социальной защиты совместно с экспертным сообществом
Концепция развития ранней помощи детям была разработана по поручению вице-премьера Ольги Голодец по результатам работы Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. В разработке проекта участвовал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Эта система рассчитана на самых маленьких – на детей в возрасте до трех лет. Понятно, что это очень чувствительная тема. Надо, чтобы первые шаги таких детей вызывали у родителей радость, а не боль. Им нужно помогать, так же как и их семьям. Естественно, нужно сделать так, чтобы семьи здесь не оставались одни. У них должна быть поддержка со стороны государства и со стороны общества, тем более что помощь на раннем этапе, как известно, по медицинским показаниям гораздо более эффективно помогает профилактике осложнений и в целом позволяет и болезнь победить, и решить другие социальные задачи», — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев.
В концепции, которую представил на заседании правительства министр труда и социальной защиты Максим Топилин, определен круг тех детей, которым будет оказываться ранняя помощь: дети до трех лет и те дети, которые по достижении этого возраста не смогут быть включены в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии). Для них включена возможность продолжать получать услуги ранней помощи в необходимом объеме до семи-восьмилетнего возраста.
Для того, чтобы концепция затрагивала тему не только здоровья, но и неблагополучия семей, по предложениям общественных организаций в проекте концепции прописаны подходы и к семьям в трудной жизненной ситуации.
«Каких результатов мы предполагаем достичь? Максимально полно развить собственный потенциал ребенка (это главная задача), нормализовать жизнь семей, которые оказываются в такой ситуации, и уменьшить количество отказов от детей, имеющих проблемы со здоровьем», — подчеркнул Топилин.
Как отметила вице-премьер Ольга Голодец, концепцию надо «не просто поддержать, а поставить его во главу угла работы целого ряда министерства и ведомств».
«Мне хочется отметить, что при подготовке этого документа мы действительно достигли очень высокого уровня межведомственного взаимодействия. И одновременно было достигнуто полное взаимопонимание с представителями гражданского сообщества, потому что эта тема несколько раз стала предметом внимательного рассмотрения Попечительского совета при Правительстве Российской Федерации. И тот документ, который мы имеем, со всеми сложностями и нюансами этой работы действительно согласован и находится уже на контроле и в министерствах и ведомствах, и у представителей гражданского общества», — подчеркнула Голодец.
Дмитрий Медведев отметил, что для внедрения документа должна быть подготовлена серьезная основа в виде поэтапного плана работы и «всё это должно быть просчитано по финансам, с привлечением и государственных источников финансирования и внебюджетных источников финансирования».
У истоков создания концепции стояли некоммерческие организации. Итогом реализации концепции должна стать сформированная к 2020 году система мер, направленных на создание условий во всех субъектах Российской Федерации для реализации услуг ранней помощи детям целевой группы.
СПРАВКА
Ранняя помощь — это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождение и поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).
По данным Росстата, за последние пять лет количество детей-инвалидов в России отличается устойчивостью и составляет около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения – 22,8%, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 20,6% болезни нервной системы — 20,0%.
Елена Степунина
Источник: http://riaami.ru