Японский школьный медкабинет: уникальный комплексный подход к решению проблем современных детей

Японский школьный медкабинет: уникальный комплексный подход к решению проблем современных детей

13.09.2018

Японский школьный медкабинет: уникальный комплексный подход к решению проблем современных детей





Сотрудник школьного медкабинета, так называемый «преподаватель ёго», наблюдает за физическим и психическим состоянием учащихся на протяжении всей школьной жизни, занимается различными проблемами детей и отслеживает признаки жестокого обращения. Его деятельность уже получила высокую оценку у зарубежных специалистов, однако в самой Японии эта профессия известна далеко не каждому.


Первая помощь и психологическая поддержка


Медицинский кабинет (хокэнсицу) имеется в любой японской школе начальной и средней ступени. Каждый японец побывал здесь хотя бы раз – ссадины, внезапная температура… С годами отводимая медкабинету роль постепенно трансформируется, его значимость неуклонно растёт. Современных детей приводят сюда не только царапины и болезни, но и такие социальные явления, как бедность и жестокое обращение.


Сотрудник медкабинета – представитель уникальной японской профессии «преподаватель ёго», то есть «преподаватель по вопросам воспитания и защиты (детей)», но все знают его исключительно как «сэнсэй из медкабинета». Для работы в медкабинете необходимо пройти специальный курс обучения в университете и получить сертификат. Как правило, в каждой школе имеется один штатный «преподаватель ёго». Он имеет право на оказание первой медицинской помощи и обеспечивает непрерывное наблюдение за здоровьем детей.


В то время как в других странах мира школы укомплектованы школьными психологами и медсёстрами, специализирующимися либо на душевных, либо на физических проблемах, работа их японских коллег основана на комплексном подходе с учётом как психического, так и физического состояния детей. Неспособность к вербализации психологических проблем у младшеклассников и учащихся школ средней ступени может привести к появлению телесных симптомов – вялость, головная боль. Работая с предъявленной проблемой, преподаватель ёго внимательно наблюдает за ребёнком, выявляя то, что лежит в глубине души.


Как говорится в пословице, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаю вашему вниманию репортаж «один день из жизни школьного медкабинета»


Подозрение на жестокое обращение


В начальной школе в пригороде района Кансай учится более 500 детей. К работающей в медкабинете Судзуки (все имена в статье изменены) за день может обратиться до 60 школьников.


Понедельник, 8 утра. Первый посетитель на этой неделе – первоклассник Дайти. Его привёл классный руководитель, заметив рану на кончике носа. Ссадина размером около 1 сантиметра уже затянулась корочкой. Дайти объяснил, что упал дома на лестнице.


– Больно было, наверное. Долго плакал? – ласково спрашивает Судзуки.


– Ага.


– Когда упал?


– ….Сегодня утром.


– Не может быть. Ссадина уже начала заживать.


Мальчик затруднился с ответом, и Судзуки, отказавшись от дальнейших расспросов, приступила к обработке раны.


Услышав о Дайти, в медкабинете появился директор с фотоаппаратом, запечатлев лицо мальчика до того, как на нос наклеили лейкопластырь. В ответ на слова директора «подарю тебе это фото на выпуск» Дайти улыбнулся, но при пальпации носа на его лице отразилась явная боль.


Странные ссадины служат поводом для обращения в медкабинет уже не впервые, и, подозревая жестокое обращение, школа уже контактирует со специальным центром по вопросам детей. Фотографии необходимы на случай, если потребуется предъявить доказательства жестокого обращения.


Страдающие от насилия дети могут скрывать правду, стремясь защитить своих родителей, поэтому излишние расспросы приводят к обратному эффекту. Мальчик, обрадовавшись ласковому отношению, появлялся в медкабинете ещё не раз, роняя на ходу странные фразы: «в субботу ушиб то же самое место, больно было», «вчера лёг спать в 9, встал в 3 утра». Судзуки внимательно выслушивает ребёнка и доводит поступающую информацию до сведения директора и других компетентных лиц.


Островок безопасности


После звонка на урок находящиеся в медкабинете дети – первоклассник и шестиклассница, раскрыли тетради по математике и иероглифике и приступили к учёбе. Сильное чувство тревоги не позволяет им зайти в класс, но в стенах кабинета проблемы отступают. Медкабинет стал для них безопасной территорией, свободной от оценок и критики окружающих. В Японии существует специальный термин хокэнсицу токо – посещение школы с пребыванием исключительно в медкабинете, в противном случае такие дети просто отказываются выходить из дома. Зачастую медкабинет становится спасительным мостиком для перехода в обычный класс.


На перемене к Судзуки то и дело заглядывают ребята – то кровь из носа, то болит голова. Зимой многие приходят с температурой. Судзуки раздаёт градусники, звонит родителям и сразу проводит просветительскую работу, информируя своих пациентов о причинах простуды и способах скорейшего выздоровления.


Шестиклассник Син появился в кабинете с вялым видом и словами «Даже сидеть тяжело». На вопрос «Чего хочешь?» последовал немедленный ответ «Умереть».


Судзуки отмечает, что в последнее время дети всё чаще говорят две фразы – «Хочу умереть» и «Хочу всё начать сначала». Син – один из них. Он повторяет: «Хочу умереть».


Если что-то пошло вопреки его желаниям, мальчик может вступить в драку или демонстрирует неконтролируемое поведение. Он наводит на детей страх, а у взрослых считается проблемным ребёнком. Облачённый в брендовую одежду, Син производит впечатление избалованного отпрыска из богатой семьи. Однако общение в медкабинете, где можно говорить на болезненные для него темы, позволяет понять, что не всё так радужно.


Значимая поддержка


После развода родителей Син живёт с отцом и мачехой, однако семейные правила предписывают ему питаться и смотреть телевизор исключительно в своей комнате в полном одиночестве. Еду готовят не каждый день, стирать и убираться приходится самому. Отец может ударить мальчика, если сочтёт, что он недостаточно самостоятелен или дисциплинирован. Син рассказал Судзуки, что живёт чуть дыша и старается не причинять никому беспокойства.


Слова «Хочу умереть» – это квинтэссенция страданий, порождённых жестоким обращением и отсутствием заботы в семье. Растущий ребёнок ещё не способен к точному выражению своих мыслей, и слова о смерти становятся свидетельством интенсивности переживаемого стресса.


В отличие от обычной среды, в стенах медкабинета слово «смерть» не является табуированным. Судзуки делится с мальчиком своими мыслями – «Хочу увидеть, как ты пойдёшь в среднюю школу, а потом станешь старшеклассником», мягко напоминая, что наблюдает за Сином, и он для неё важен.


Психологический ресурс


Поток детей в медкабинет оказался неиссякаемым. Когда школьники разошлись после уроков и в комнате наконец-то воцарилась тишина, я сообщила Судзуки, что многие дети, судя по всему, ощущают дефицит столь необходимого для развития душевного тепла.


Судзуки согласно кивнула – «Я считаю, что взаимодействие в медкабинете закладывает основу для последующего посещения школ средней и старшей ступени. Начальная школа – это значимый этап жизни, и я хочу дать им как можно больше тепла. Ведь тот, кто остановит ребёнка, когда он разбушевался или действительно захотел умереть, становится для него значимым и любящим взрослым».


Эти слова напомнили мне о девушке, у которой я брала интервью сначала в медкабинете средней школы, а потом – во взрослом возрасте. Она с благодарностью вспоминала о преподавателе ёго – «когда я вот-вот могу оступиться, то вспоминаю не лица членов семьи, а её, и это помогает мне оставаться на верном пути».


Детям очень важно ощущать присутствие взрослого, тратящего на них своё время и силы. Это развивает чувство собственной значимости и закладывает основы эмоциональной стабильности, столь необходимые для налаживания нормальной взрослой жизни в будущем.


Уникальный специалист


Медсёстры появились в школьных медкабинетах Японии практически одновременно с европейскими странами. На западе школьная медсестра существует и поныне в рамках системы общественного здравоохранения, но в Японии на смену медработникам пришли преподаватели – для получения сертификата преподавателя ёго лицензия медсестры не нужна. Детям намного легче обратиться за советом к штатному сотруднику, постоянно следящему за их физическим и душевным здоровьем, чем к приходящему психологу.


Обязанности сотрудника медкабинета делятся на две группы – уход и образовательная деятельность. Чтобы рассказать миру об этой уникальной профессии, преподаватели ёго на добровольных началах основали группу «Национальная сеть преподавателей ёгов Японии» (NNYJ ) и начиная с 90-х годов участвуют в проводимой раз в 3 года конференции Международного общества развития здоровья и обучения.


Основатель NNYJ, профессор колледжа Тэйкё Сисидо Суми, начинавшая свою карьеру с работы в школьном медкабинете, с улыбкой вспоминает, что иностранная аудитория сначала путала их с преподавателями йоги, но реагировала положительно. «Мы завидуем вам, не имея возможности полностью обеспечивать потребности детей во время посещения школы 1-2 раза в неделю», «Возможность совмещать повседневный уход с обучением основам охраны здоровья – идеальный вариант. Мы бы хотели изучить японскую систему». Эти и другие отзывы были получены от школьных медсестёр и исследователей из Франции, Великобритании и Канады.


Профессор Сисидо считает, что именно японские преподаватели ёго смогли найти эффективное решение таких глобальных проблем в сфере охраны здоровья детей, как ожирение, жестокое обращение и заболевания, передающиеся половым путём, поэтому опыт Японии может оказаться полезным для других стран.


К сожалению, роль сотрудника медкабинета в Японии остаётся недооценённой. Термин «преподаватель ёго» мало кому известен, и сотрудники медкабинетов продолжают оставаться в тени. Не все учителя правильно понимают суть их работы, а некоторые относятся предвзято, считая, что медкабинеты просто балуют детей. Я считаю, что нам необходимо повышать уровень известности этой профессии и добиваться максимального задействования преподавателей ёго во имя обеспечения психоэмоционального и физического здоровья и безопасности современных японских детей.

Автор:АкиямаТика

(Статья на японском языке опубликована 5 марта 2017 г.)


https://www.nippon.com