Жизнь онлайн

Жизнь онлайн

07.03.2018

Жизнь онлайн


Работа в мессенджере, шопинг в чате, вызов полиции через соцсеть и покупка впечатлений

«Мы ведем прямую трансляцию из HR, где нас всех увольняют! Увлекательно!» – написала в своем Twitter в 2013 году Поппи Роуз Клир, ответственная за продвижение в социальных медиа британского продавца электроники HVM. Компания в этот момент увольняла сотни сотрудников, в том числе и Клир.

Каждую минуту люди отправляют больше 30 млн сообщений в Facebook и почти 350 000 твитов, загружают на Youtube 400 часов видео. По прогнозу Всемирного экономического форума, к 2018 году 2,44 млрд. человек, или чуть больше 32 % мирового населения, будет использовать социальные сети (в 2010 году таких было 970 млн, или 14 %). В топе среди соцсетей по числу пользователей – Facebook (вместе с принадлежащими ему WhatsApp и Facebook messenger), а также QQ и QZone – крупнейшие в Китае сервис мгновенного обмена сообщениями и социальная сеть. Deloitte прогнозирует, что к 2020-му более 5 млрд человек (⅔ населения) будет пользоваться соцсетями.



Крупнейшая в мире соцсеть – Facebook: в среднем 1,2 млрд человек пользуется им ежедневно, а за месяц число активных пользователей доходит до 1,86 млрд человек (данные на декабрь 2016 года) – это больше, чем все население Китая или Индии. Но если в 2004 году Facebook начинался как способ познакомиться с девушками в университете, то теперь соцсети меняют устройство целых бизнесов. Тем, что банки анализируют данные соцсетей, чтобы оценить платежеспособность потенциальных заемщиков, а потребительские бренды создают сообщества вокруг своих товаров и услуг, уже никого не удивить.

Едва ли не самый наглядный пример – трансформация фэшн-ритейла. 92 % американских подростков выходят в сеть каждый день, а 24 % находятся онлайн «почти постоянно», писало в 2016 году профессиональное издание Business of Fashion (BoF), ссылаясь на данные Pew Research Center. «Вся жизнь поколения Z в том, что, если чего-то нет в соцсетях,  этого не было. Впечатления для них намного важнее, чем товары, которые они приобретают», – цитирует BoF Марси Мерриман, управляющего директора Ernst&Young, которая курирует рост и инновации в ритейле. «Для поколений, выросших до Facebook и Snapchat, мода была социальным эликсиром: если ты надел правильный бренд, это могло сделать тебя крутым. Сегодняшние тинейджеры живут в соцсетях, и их социальный капитал построен на впечатлениях. Они не хотят покупать вещи, они покупают впечатления, а товары получают бонусом»,  – пишет BoF. Это заставляет традиционных офлайн-ритейлеров трансформировать свои магазины в места, где можно получить впечатления – такие, чтобы собрать лайки. Ирландская сеть Primark, например, предложила покупателям выкладывать в соцсетях фотографии покупок со специальным хэштегом – картинки транслируются на экранах в магазинах сети – а также оснастила магазины бесплатным вайфаем и увеличила размер примерочных так, чтобы в них было удобнее делать селфи, пишет BoF.


 


Другой пример – трансформация традиционных медиа под влиянием соцсетей и мессенджеров. Так, телевидение рискует проиграть часть своих рекламных бюджетов. Ежедневно порядка 160 млн пользователей Snapchat, мессенджера для обмена видео, смотрит 10 млрд видеороликов, снятых самими пользователями или загружаемых знаменитостями, теле- и киностудиями. Рекламные ролики длиной 10 секунд в приложении включаются во все видеоистории длиной 1-2 минуты  –  по сути, как рекламные паузы на ТВ. Правда, в отличие от телевизионной рекламы, ролики в мессенджере легко можно пропустить, так что там работает только оригинальная и интересная реклама.

Но и сами соцсети вынуждены конкурировать за пользователей не только между собой, но и с мессенджерами. Аудитория четырех крупнейших сервисов сообщений (WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat и Viber) в 1 квартале 2015-го впервые превысила аудиторию четырех крупнейших соцсетей (Facebook, Twitter, LinkedIn и Instagram), и с  тех пор разрыв увеличивается. Если на первом этапе чат-революции игроки были сфокусированы на росте, то теперь они сосредоточатся на развитии услуг внутри своих сервисов и монетизации аудитории, указывают аналитики Business Insider (BI). Крис Мессина, занимавший ведущие посты в разработке Uber и Google, в конце 2015-го написал, что ближайшие годы будут годами «разговорной коммерции» (conversational commerce): компании будут общаться с клиентами через чаты и мессенджеры, причем это будут делать не только живые сотрудники, но и боты. Служба поддержки, персональные рекомендации, обзоры новинок, наконец, сам процесс покупки, в том числе подтверждение заказов и уведомление о доставке, – все это будет происходить в мессенджерах, прогнозирует Мессина.

Один из первых примеров «разговорной коммерции» реализовал как раз Uber, когда там работал Мессина: сервис внедрил возможность заказать такси из чата Facebook, не переходя в приложение. Дэн Мориарти, директор по цифровой стратегии сети отелей Hyatt, приводил Wired реальные примеры общения с клиентами через чат: путешественник из Чикаго в чате сообщил адрес, по которому у него назначена встреча, и попросил забронировать номер на определенную дату, а гость в Германии просил доставить ему в номер дополнительное одеяло. «Медиакомпании и продавцы товаров и услуг, в частности Facebook и Twitter, пока еще инвестируют больше времени и ресурсов в соцсети, чем в мессенджеры. Эта ситуация изменится, как только мессенджеры выстроят систему сервисов и дадут брендам, медиа и рекламодателям больше возможностей для доступа к пользователям», – пишет BI. По прогнозу WSJ, к 2018 году аудитория мессенджеров будет уже 3,6 млрд человек – в полтора раза больше, чем соцсетей.

Другой важный тренд – использование соцсетей и мессенджеров для корпоративных целей, в том числе коммуникации между сотрудниками. К 2019 году рынок корпоративных соцсетей составит $3,5 млрд, ожидает IDC. В 2015 году Facebook запустил свою корпоративную платформу Facebook at work. Издание Wired иронизировало, что это официальное признание того, что и так происходит: сотрудник проводит все рабочее время в Facebook. Корпоративные чат-платформы объединяют сразу несколько технологий: не только мгновенные сообщения, но и групповые чаты, обмен файлами, видеосвязь – все, что может понадобиться для коммуникации внутри рабочей группы.Три главных игрока на этом рынке Skype for Business, Google Hangouts и Slack. И хотя пока королевой корпоративных коммуникаций остается электронная почта (ее используют в 98 % компаний, и 52 % не верят, что что-нибудь способно ее заменить в ближайшие три-пять лет),  чат-платформами уже пользуются 42 % компаний всех размеров, причем среди предприятий, у которых больше 500 сотрудников, они еще популярнее – 53 % (компания Spiceworks в декабре 2016 года опросила 448 IT-руководителей компаний разного размера из Северной Америки, Европы, с Ближнего Востока и из Африки). Рост популярности бизнес-чатов связан с увеличением числа фрилансеров и изменением всей структуры рынка труда по мере развития технологий, указывает Accenture. Но распространение корпоративных платформ в сочетании с ростом числа удаленных сотрудников, которые к тому же часто пользуются собственной техникой, создает риски для безопасности данных.

Азиатские мессенджеры идут по пути сбора внутри максимального количества возможных сервисов. Самый яркий пример – китайский WeChat, запущенный в 2011 году компанией Tencent. В третьем квартале 2016 года у WeChat было 846 млн активных пользователей в месяц, причем за год эта цифра увеличилась почти на 200 млн. В 2015 году WeChat создал City Services («Городские сервисы») –  платформу, включающую едва ли не все, что может понадобиться человеку: возможность записаться на прием к врачу, заказать такси, сообщить о происшествии в полицию, купить авиабилет или билет в кино, заказать доставку еды и так далее. Из-за этого некоторые приравнивают WeChat к мобильной операционной системе. Внутри него «зашиты» более 10 млн официальных аккаунтов банков, медиа, аптек, клиник, звезд и т. д., на которые пользователи могут подписаться. В результате в Китае стартапы часто сначала запускают приложение на платформе WeChat и только потом разрабатывают собственное. Помимо официальных аккаунтов, в WeChat есть кошелек, позволяющий пользоваться услугами одобренных провайдеров (это стимулирует людей вносить в мессенджер платежные данные). Компания уже экспериментирует с платежами офлайн,  например, по QR-кодам, а в январе 2017 года запустила магазин приложений по аналогии с AppStore и PlayMarket. WeChat решает сразу несколько проблем: от отсутствия необходимости переключаться между приложениями до простого сокращения нужного под все эти сервисы объема памяти. Мессенджер охватывает вообще всю интернет-активность пользователя: ему уже не нужен онлайн-магазин или сайт доставки еды. Хотя установка приложения бесплатна, средняя выручка WeChat с пользователя составляет $7 – в 7 раз выше, чем у самого популярного в мире WhatsApp. Примерно половину выручки дают игры, второй главный драйвер – электронная коммерция (WeChat получает комиссию при покупках через официальные аккаунты).

На игровой платформе Steam набирает обороты BigScreen – социальная VR-технология: она позволяет проводить время с друзьями или незнакомцами и видеть все, что происходит на экранах их реальных компьютеров. Можно играть, смотреть вместе кино или работать над проектами. Бета-версия появилась в марте 2016 года. Правда, быстро дали о себе знать слабые места системы: журналист The Verge при тестировании оказался свидетелем просмотра другим пользователем недопустимого видео. Это один из вызовов, с которыми придется столкнуться социальным VR-сетям.

Как и со многими другими технологиями, одна из главных проблем, которая волнует пользователей, – безопасность. В январе этого года GlobalWebIndex опубликовали результаты опроса среди интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет. 61 % из них отметил, что их беспокоит вопрос конфиденциальности собственных данных. Опрос, который в конце 2015 года провело Society for Human Resource Management, показал: 84 % организаций использовали социальные сети для поиска потенциальных сотрудников, а 27 % проверяли их личные страницы в социальных сетях, как правило, чтобы получить больше информации о кандидате или проверить данные из его резюме. Даже такая практика потенциально влечет за собой проблемы: например, компания таким образом может выяснить расу, пол или даже сексуальную ориентацию кандидата.

Еще одна характеристика популярных соцсетей, которая многим кажется несправедливой, – то, что контент создают пользователи, а деньги получает сеть, одновременно зарабатывая на данных владельцев аккаунтов. В связи с этим родилась идея децентрализованных социальных сетей на базе blockchain. Один из примеров –  Yours, запущенный бывшим главным инженером по криптовалютам Reddit Райаном Чарльзом: пользователи могут «голосовать» за контент, за каждый «голос» они платят небольшую сумму, которая распределяется между создателем контента и другими «проголосовавшими» за него. Таким образом, создается стимул для поддержки наиболее качественного контента. В основе лежит Bitcoin, а команда Yours построила «вторым слоем» протокол на основе умных контрактов (smart contracts), позволяющий проводить сделки.


Источник: http://kaspersky.vedomosti.ru